Работники из стран ЕАЭС. Трудовые отношения. Налогообложение
Трудовые отношения
Участниками Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 года), Республика Армения (со 2 января 2015 года) и Кыргызская Республика (с 12 августа 2015 года).
В соответствии со ст. 97 Договора о ЕАЭС работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств — членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
При этом трудящимся государств — членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Трудящийся государства-члена – это лицо, являющееся гражданином государства-члена, законно находящееся и на законном основании осуществляющее трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданином которого оно не является и в котором постоянно не проживает.
Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора о ЕАЭС.
Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, установлены главой 50.1 ТК РФ.
Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ, – срочный трудовой договор.
Согласно ст. 327.3 ТК РФ наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, при заключении трудового договора поступающий на работу иностранный гражданин предъявляет работодателю:
– договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, – при заключении трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным гражданином.
Минтруд РФ в письме от 26.09.2016 г. № 16-4/В-465 разъяснил, что учитывая, что на момент заключения трудового договора иностранный гражданин не является застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, документом, подтверждающим возможность получения данным иностранным гражданином медицинской помощи на территории РФ, может является договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином.
Чиновники считают, что срок действия полиса добровольного медицинского страхования, представляемого иностранным гражданином при заключении трудового договора, должен быть не менее срока действия трудового договора.
Окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, в отношении временно пребывающих в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства является окончанием срока действия трудового договора (ст. 327.6 ТК РФ).
Трудовой договор подлежит прекращению по основаниям окончания срока действия разрешения на временное проживание в РФ и вида на жительство в РФ, окончания срока действия медицинской страховки по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств (ст. 327.6 ТК РФ).
П. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что работодатель или заказчик работ(услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении(расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Как отметила ФМС РФ в письме от 02.04.2015 г. № МС-3/ 18223, данная норма применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.
С 20 апреля 2018 года применяются формы уведомлений, утвержденные приказом МВД РФ от 10.01.2018 г. № 11.
Согласно п. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц – от 35 000 тысяч до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 400 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Обратите внимание!
При привлечении работников из Белоруссии уведомлять органы МВД не нужно ввиду наличия особого Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. № 4, которым установлено, что в отношении граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в РФ, и их работодателей, не применяются положения Закона № 115-ФЗ, устанавливающие особенности труда иностранных граждан в РФ, в том числе положения ст. 13 Закона № 115-ФЗ.
На это обратил внимание Верховный Суд РФ в постановлении от 07.06.2018 г. № 83-АД18-6.
Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, в частности, трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.
В письмах от 15.06.2005 г. № 908-6-1, от 20.01.2014 г. № ПГ/13372-6-1 Роструд сообщил, что на территории РФ ведутся трудовые книжки установленного образца.
В настоящее время на территории РФ имеется две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. (выданные в странах бывшего СССР) и 2004 г.
Таким образом, трудовая книжка образца другого государства, представленная гражданином другого государства, не соответствует форме, признаваемой на территории РФ.
Поэтому работодатель должен (исходя из обязанности вести трудовую книжку на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней) завести на указанного работника новую трудовую книжку.
При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории другого государства в соответствии с трудовой книжкой образца другого государства в трудовую книжку российского образца не производится.
Если у гражданина из стран ЕАЭС трудовая книжка образца 1974 года (советского), то заводить новую трудовую книжку не нужно.
Если на работу принимается иностранный гражданин из стран бывшего СССР (Белоруссия, Казахстан и т.п.) и предъявляет трудовую книжку старого образца, то сведения о приеме на работу нужно вносить в нее.
Согласно ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.
Следовательно, разъяснил Минтруд РФ в письме от 28.04.2017 г. № 16-4/В-195, применительно к иностранным гражданам необходимо учитывать еще и положения международных договоров, предусматривающих признание на территории РФ трудового стажа, полученного в иностранном государстве.
Так, например, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой)стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.
Согласно ст. 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанного в г. Москве 15.04.1994 г., каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык.
Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами.
Налог на доходы физических лиц
Согласно ст. 73 Договора о ЕАЭС в случае если одно государство-член в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.
П. 10 ст. 98 Договора о ЕАЭС установлено, что доходы трудящегося государства-члена, полученные им в результате осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, подлежат налогообложению в соответствии с международными договорами и законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора.
Порядок признания физических лиц налоговыми резидентами РФ установлен ст. 207 НК РФ.
Минфин РФ уже несколько лет разъясняет, что с учетом положений ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в РФ гражданами государств — членов ЕАЭС, подлежат обложению НДФЛ с применением налоговой ставки 13% начиная с первого дня их работы на территории РФ.
При этом по итогам налогового периода определяется окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его нахождения в РФ в данном налоговом периоде.
Изложенный порядок определения налогового статуса применяется в отношении физических лиц независимо от гражданства.
Таким образом, доходы сотрудников организации, по итогам налогового периода признаваемых налоговыми резидентами РФ, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 13% (письмо от 27.02.2019 г. № 03-04-06/12764).
Если по итогам налогового периода сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 дней), их доходы, полученные в данном налоговом периоде, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 30%.
Однако Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.06.2015 г. № 16-П указал, что п. 2 ст. 207 и ст. 216 НК РФ не предполагают отказ гражданам стран ЕАЭС при обложении НДФЛ их вознаграждения за работу по найму, полученного в период нахождения на территории РФ, в применении правил налогообложения, установленных для налоговых резидентов РФ, в соответствии с условиями, предусмотренными международным договором, несмотря на отсутствие у них по итогам налогового периода статуса налогового резидента РФ.
ФНС РФ также подчеркивает, что положениями ст. 73 Договора о ЕАЭС не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан государств-членов в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами этого первого государства-члена (письмо от 28.11.2016 г. № БС-4-11/22588@).
В соответствии с Порядком заполнения формы сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ), утвержденным приказом ФНС РФ от 02.10.2018 г. № ММВ-7-11/566@, при заполнении Раздела «Данные о физическом лице — получателе дохода» в поле «Статус налогоплательщика» указывается код статуса налогоплательщика.
Так, если в налоговом периоде налогоплательщик является налоговым резидентом РФ, то указывается цифра 1 (кроме налогоплательщиков, осуществляющих трудовую деятельность по найму в РФ на основании патента).
В отношении налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами РФ (за исключением налогоплательщиков, осуществляющих трудовую деятельность по найму в РФ на основании патента), Порядком предусмотрены коды статусов 2–5.
Таким образом, разъяснила ФНС РФ в письме от 15.03.2016 г. № БС-4-11/4273@, при заполнении Справок о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) в отношении иностранных работников — граждан государств — членов ЕАЭС, признаваемых по итогам налогового периода в силу положений ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами РФ, необходимо указывать код статуса 1.
По иностранным работникам — гражданам государств — членов ЕАЭС, не признаваемым налоговыми резидентами РФ, в случае, если указанные граждане по итогам налогового периода не подпадают под определения по кодам статусов 3–5, следует проставлять код статуса 2.
Обязательное медицинское страхование
П. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС установлено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
Согласно п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) – это обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, работники — граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики независимо от своего статуса являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами РФ и, соответственно, плательщики должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
Согласно Правилам обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 г. № 158н, с 1 января 2017 года временно пребывающим в РФ трудящимся государств — членов ЕАЭС выдается бумажный полис со сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с трудящимся государства — члена ЕАЭС (п. 33.1 Правил).
Также с 1 января 2017 года Правилами определен порядок получения полиса ОМС.
Временно пребывающие на территории РФ в соответствии с Договором о ЕАЭС трудящиеся иностранные граждане государств — членов ЕАЭС имеют право на выбор или замену страховой медицинской организации путем подачи заявления.
Для выбора или замены страховой медицинской организации иностранный гражданин государства — члена ЕАЭС лично либо через своего представителя обращается в выбранную страховую медицинскую организацию или иные организации, уполномоченные субъектом РФ, с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации, которое должно содержать следующие сведения о застрахованном лице:
– фамилия, имя, отчество (при наличии);
– пол;
– дата рождения;
– место рождения;
– гражданство;
– СНИЛС (с 1 апреля 2019 года – электронный документ);
– данные паспорта иностранного гражданина либо иного документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
– реквизиты трудового договора, заключенного с трудящимся государства — члена ЕАЭС, в том числе дата его подписания и срок действия;
– данные о месте пребывания с указанием срока пребывания;
– контактная информация;
– категория застрахованного лица в соответствии с положениями договора о ЕАЭС о праве отдельных категорий иностранных гражданах государств — членов ЕАЭС на обязательное медицинское страхование.
К заявлению о выборе (замене) страховой медицинской организации иностранные граждане представляют следующие документы или их заверенные копии, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица для временно пребывающих в РФ трудящихся государств — членов ЕАЭС:
– паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
– СНИЛС (с 1 апреля 2019 года – электронный документ);
– трудовой договор трудящегося государства — члена ЕАЭС;
– отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания или ее копия с указанием места и срока пребывания.
Ст. 327.2 ТК РФ установлено, что наряду с условиями, предусмотренными ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора(полиса)добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.
Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Но с 1 января 2017 года временно пребывающему в РФ иностранному работнику из стран — участниц ЕАЭС полис ДМС не нужен (то самое исключение в виде Договора о ЕАЭС).
Поэтому положения ст. 327.2 ТК РФ на указанных иностранных работников не распространяются.
Следовательно, сначала заключается трудовой договор с работником из стран ЕАЭС.
С трудовым договором иностранец отправляется в страховую медицинскую организацию.
В день подачи заявления о выборе страховой медицинской организации страховая медицинская организация выдает застрахованному лицу полис либо временное свидетельство, подтверждающее оформление полиса и удостоверяющее право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая (п. 34 Правил).
В этот же день работодатель вносит данные о полисе в трудовой договор.
Поскольку бумажный полис выдается работникам из стран ЕАЭС со сроком действия до конца календарного года, но не более срока действия трудового договора, заключенного с трудящимся государства — члена ЕАЭС, то если трудовой договор заключен на неопределенный срок, то полис нужно будет переоформлять ежегодно.
Обязательное пенсионное страхование
В соответствии со ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые в том числе в рамках трудовых отношений.
П. 1 ст. 7 НК РФ определено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФи принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Исходя из положений п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС, социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.
В письме от 22.11.2017 г. № ГД-4-11/26208@ ФНС РФ разъяснила, что поскольку Договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов ЕАЭС, и отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, то в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
То есть – России.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Рос-сийской Федерации» временно пребывающие на территории РФиностранные граждане, являющиеся высококвалифицированными специалистами в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования, и с выплат в пользу таких лиц, в том числе граждан государств — членов ЕАЭС, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями НК РФ не уплачиваются.
Таким образом, иностранные граждане государств — членов ЕАЭС (за исключением временно пребывающих на территории РФиностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами) с первого дня работы на территории РФнезависимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования РФнаравне с гражданами РФ, на выплаты в пользу таких граждан начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с нормами НК РФ по тем же тарифам, что и с выплат гражданам РФ.
При заполнении расчета по страховым взносам, форма и порядок заполнения которого утверждены приказом ФНС РФ от 10.10.2016 г. № ММВ-7-11/551@, в разделе 3.2.1 расчета в отношении иностранных граждан государств — членов ЕАЭС применяются коды соответствующих категорий застрахованного лица российских работников (без указания в кодах первых двух знаков аббревиатуры ВЖ или ВП) в соответствии с приложением № 8 к порядку заполнения расчета.
Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности
Страховые взносы уплачиваются в тех же размерах и по тем же правилам, что и для граждан России.
Аналогично предоставляется социальное обеспечение.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
