Аренда или доверительное управление имуществом?
Директор заключил договор доверительного управления автомобилем на следующих условиях. Учредитель управления – частное лицо. Доверительный управляющий – юридическое лицо (наша организация, находится на обычной системе налогообложения). Выгодоприобретатель – юридическое лицо. В договоре указано, что в процессе пользования автомобилем доверительный управляющий должен выплатить выгодоприобретателю 85 000 руб. Договор заключен сроком на 5 лет. Стоимость автомобиля в договоре не указана.
Как вести бухгалтерский и налоговый учет?
Исходя из указанных в Вашем вопросе условий договора, можно предположить, что в изложенной ситуации доверительное управление имуществом существует только на бумаге, так как гражданско-правовое содержание отношений не вполне подходит под определение доверительного управления имуществом.
Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Одним из ключевых моментов доверительного управления является то, что доверительный управляющий осуществляет управление имуществом только в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя, но не в своем интересе.
В Вашем же случае, как мы поняли из Вашего вопроса, директор организации, осуществляющей доверительное управление, будет использовать имущество (автомобиль) для достижения производственных целей этой же организации, то есть в интересах доверительного управляющего.
Но доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом (п. 3 ст. 1015 ГК РФ).
Кроме того, из определения договора доверительного управления имуществом следует, что доверительный управляющий должен передать учредителю управления или выгодоприобретателю всю сумму доходов от использования имущества, полученного в доверительное управление, за минусом произведенных при доверительном управлении расходов, а также предусмотренного договором вознаграждения.
Поэтому определение доходов, причитающихся выгодоприобретателю, в твердой сумме (как в Вашем случае) не вполне соответствует смыслу договора доверительного управления.
К тому же, используя автомобиль для поездок директора в банк и на деловые встречи, практически невозможно определить доход от таких поездок: вообще маловероятно, что такой доход может быть.
Исходя из приведенной в Вашем вопросе информации можно сделать вывод, что в данной ситуации скорее имеет место аренда имущества (автомобиля).
Ведь Ваша организация получает автомобиль за плату (85 000 рублей за 5 лет) во временное пользование.
Таким образом, Вам следует рассмотреть вопрос о возможности перезаключения договора, то есть оформления рассматриваемых отношений договором аренды.
Если для Вас принципиально, чтобы 85 000 руб. получило третье лицо (которое было определено как выгодоприобретатель), а не собственник автомобиля, Вы можете заключить договор аренды в пользу третьего лица.
Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник (в Вашем случае – арендатор, то есть Ваша организация) обязан произвести исполнение не кредитору (собственнику автомобиля), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (п. 1 ст. 430 ГК РФ).
О порядке ведения бухгалтерского и налогового учета арендованного имущества мы неоднократно писали на страницах журнала.
