Аренда имущества у физического лица

Тематики: НДФЛ

Наше предприятие («упрощенка» – 6%) арендует у своего работника автомобиль, ежемесячный размер арендной платы определен договором.

1. Обязаны ли мы удерживать у работника НДФЛ с арендной платы? Включать ли в Справку 2-НДФЛ данный доход работника или в наши обязанности это не входит?

2. Как правильно начислить и отразить амортизацию по арендуемым основным средствам? Нужно ли ее начислять? Необходимо ли было оговорить начисление амортизации в договоре аренды?

1. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил любые доходы (за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ), признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.

В статьях 214.1, 227 и 228 НК РФ не поименованы доходы, полученные физическим лицом от организаций на основе договоров гражданско-правового характера (в частности, на основе договора аренды).

Следовательно, в отношении доходов в виде сумм арендной платы, выплачиваемых физическому лицу, Ваша организация является налоговым агентом по НДФЛ.

С этих доходов на основании п. 1 ст. 226 НК РФ Ваша организация (налоговый агент) обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.

Согласно п. 2 ст. 230 НК РФ и Рекомендациям по заполнению сведений о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», утвержденным приказом ФНС РФ от 13.10.2006 г. № САЭ-3-04/706@, налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц (справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ).

Таким образом, Вы обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с сумм выплачиваемых физическому лицу арендных платежей, а также представить в налоговые органы справку о доходах физического лица (в том числе о доходах в виде арендной платы) по форме 2-НДФЛ.

2. В соответствии со ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не начисляют амортизацию по основным средствам.

В то же время п. 3 ст. 4 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В связи с этим мы полагаем, что Вас интересует, возможно ли начисление амортизации по арендованным основным средствам в бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, по общему правилу производится арендодателем, а не арендатором.

То есть Ваше предприятие (арендатор) не может начислять амортизацию по арендуемым основным средствам.

Арендаторы производят начисление амортизации по арендованным объектам основных средств только в случаях если:

– эти объекты основных средств входят в комплекс имущества по договору аренды предприятия;

– данные объекты основных средств являются предметом договора финансовой аренды и по условиям договора финансовой аренды (лизинга) учитываются на балансе арендатора (лизингополучателя).

Если же основное средство взято в аренду по «обычному» договору аренды, то независимо от условий договора аренды такое основное средство учитывается на балансе арендодателя (тем самым обеспечивается соблюдение одного из основных принципов бухгалтерского учета – принципа имущественной обособленности) и амортизацию по нему начисляет именно арендодатель.

Если при этом арендодателем является физическое лицо, то, соответственно, амортизацию по арендованному основному средству ни одна из сторон договора аренды не начисляет.

Распечатать статью