Свежий номер: № 29 (29) – Октябрь 2020

Аудит унитарных предприятий

Статья в журнале: №23 (783) — Июнь 2007 , опубликовано 13.06.2007

Наше предприятие является государственным унитарным, занимается оптовой и розничной торговлей. На 01.01.2006 года товарооборот составил 77 249,0 тыс. руб., а выручка (валовый доход) составила 16 615,0 тыс. руб.

Стоимость приобретенных товаров, оплаченных поставщикам, составила 60 634, 0 тыс. руб. Валюта баланса составила 16 018,0 тыс. руб.

В соответствии с законом № 119-ФЗ от 07.08.2001 года унитарные предприятия, имеющие валюту баланса менее 20,0 млн. рублей, а выручку, не превышающую 50,0 млн. рублей, освобождаются от обязательной аудиторской проверки.

Согласно инструкции Госкомстата от 31.12.2003 г. РФ № 117 в оптовой и розничной торговле выручкой является валовая прибыль (разница между продажной и покупной стоимостью проданных товаров).

В соответствии с вышеизложенным просим разъяснить, нужно ли нашему предприятию проводить обязательный аудит согласно ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ?

В соответствии с Федеральным законом РФ от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется, в частности, в случае, если организация является государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.

При этом обязательным аудитом признается ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.

Поскольку проводится проверка именно бухгалтерского учета и отчетности, при определении показателей, являющимися основанием для проведения обязательного аудита, необходимо использовать понятия и терминологию, содержащиеся исключительно в законодательстве о бухгалтерском учете.

Согласно п. 6 ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н, выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров, работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

То есть выручка от реализации – это то, что Вы называете товарооборотом.

Понятие «товарооборот» в 90-е годы использовалось в налоговом законодательстве, но при этом Госналогслужба разъясняла, что товарооборот – это выручка от продажи товаров.

Понятие «валовый доход» также ранее использовалось в налоговом законодательстве.

В торговле налоговая база по налогу на пользователей автодорог и налогу на содержание жилищного фонда определялась как валовый доход, который рассчитывался как разница между продажной и покупной стоимостью товаров.

Однако, повторим, в настоящее время в бухгалтерском законодательстве такие термины и понятия не применяются.

Поэтому выручка от реализации Вашей организации превысила 50 000 000 руб., следовательно, в отношении организации должен быть проведен обязательный аудит.

Несмотря на то, что сумма активов баланса не превысила 20 000 000 рублей.

Дело в том, что для проведения обязательного аудита не обязательно одновременное наличие двух оснований для проверки.

Закон устанавливает, что аудит проводится при наличии или одного основания, или другого, то есть одного из двух.

В заключении отметим, что Ваша отсылка к инструкции Госкомстата в данном случае неправомерна, поскольку государственное статистическое наблюдение (в том числе отчетность) регулируется нормативными документами из другой отрасли законодательства.

Поэтому использовать определения, приведенные в целях составления статистической отчетности, для бухгалтерского учета, аудита – нельзя.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru