Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Бесплатная печатная продукция. Придется заплатить?

Статья в журнале: №36 (846) — Сентябрь 2008 , опубликовано 10.09.2008
Тематики: НДС

(Письмо Минфина РФ от 22.08.2008 г. № 03-07-11/279)

Многие фирмы выпускают каталоги, рекламные проспекты и прочую печатную продукцию с информацией о своей компании и ее товарах (работах, услугах). Эта печатная продукция раздается потенциальным клиентам.

Кроме того, сейчас стали популярны всевозможные рекламные журналы, брошюры и т.п., издатели которых получают от рекламодателей деньги за размещение рекламы в таких изданиях, а сами обязуются бесплатно распространять эти издания в магазинах, кафе и других общественных местах.

Минфин РФ указал, что распространение бесплатной печатной продукции в целях налогообложения НДС признается реализацией товаров.

Иными словами, финансисты считают, что со стоимости такой печатной продукции нужно исчислять и уплачивать НДС.

Выводы чиновников основаны на том, что согласно п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Причем реализацией товаров (работ, услуг) признается также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе.

Сразу успокоим бухгалтеров тех фирм, которые распространяют печатную продукцию с рекламой своих компаний.

Разъяснение Минфина может применяться только в тех случаях, когда стоимость каждой единицы рекламной продукции (например, каждого каталога) не превышает 100 рублей.

Ведь согласно п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, не подлежит налогообложению НДС (освобождается от налогообложения).

А если клиентам раздается более дорогостоящая рекламная продукция?

Тогда налоговики могут настаивать на начислении НДС на стоимость распространенных рекламных материалов.

Однако арбитражная практика подтверждает, что на стоимость бесплатно передаваемых рекламных материалов (кстати, не только печатной продукции, но и рекламных сувениров) начислять НДС не нужно, так как расходы на рекламу входят в цену реализации товаров (работ, услуг) и облагаются НДС в составе цены этих товаров (работ, услуг) (см. постановления ФАС Поволжского округа от 13.12.2007 г. № А65-13882/07, ФАС Московского округа от 23.08.2007 г. № КА-А40/8439-07, ФАС Уральского округа от 07.11.2007 г. № Ф09-9071/07-С2).

Так что у налогоплательщиков, которые не прочь поспорить с проверяющими, есть возможность не начислять НДС на стоимость дорогостоящей печатной продукции, передаваемой в рекламных целях.

Что касается бесплатных печатных изданий, в которых размещается реклама третьих лиц, то здесь ситуация сложнее.

Даже если себестоимость одного экземпляра такого издания будет менее 100 рублей, то не платить НДС на основании п.п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не получится.

Ведь в данной норме идет речь о передаче товаров в рекламных целях, то есть с целью привлечения внимания потенциальных покупателей к самому налогоплательщику, распространяющему печатную продукцию.

А если печатная продукция содержит рекламу третьих лиц, то ее передачу на безвозмездной основе нельзя признать осуществляемой в рекламных целях.

Судебная практика по этому вопросу немногочисленна.

Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.07.2005 г. № А19-31826/04-43-Ф02-3508/05-С1 пришел к выводу о правомерном доначислении НДС организации, бесплатно распространявшей газету с рекламными объявлениями, невзирая на то, что налогоплательщик объяснял суду, что бесплатное распространение печатной продукции является оказанием услуг рекламодателям, оплачиваемых последними в соответствии с условиями договоров о размещении рекламной продукции, а не самостоятельной операцией, подлежащей налогообложению НДС.

А вот ФАС Волго-Вятского округа, рассматривая дело, в котором налогоплательщик бесплатно раздавал бухгалтерские журналы в рамках оказания пользователям комплексных информационных услуг (то есть стоимость этих журналов включалась в цену данных услуг и оплачивалась заказчиком по договору об информационном обслуживании), указал, что раз фирма уплачивает НДС с суммы выручки за информационные услуги, то передача журналов не подлежит повторному обложению НДС.

Суд также отметил, что такая передача не может рассматриваться в отрыве от оказываемых услуг (см. постановление от 12.12.2005 г. № А29-2980/2005а).

Логика суда применима и к ситуации, когда бесплатная раздача рекламных изданий является неотъемлемой частью процесса оказания рекламных услуг.

Так что в случае спора все будет зависеть от суда: решит ли он формально применить нормы п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ или же учтет условия, в которых осуществлялось бесплатное распространение печатных изданий.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru