Декретный отпуск для предпринимателя
Я являюсь индивидуальным предпринимателем. В июле должна пойти в декретный отпуск.
Будет ли мне оплачен декретный отпуск?
Ст. 255 ТК РФ установлено, что женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения (п.п. 2 п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).
В соответствии со ст. 2 Закона № 255-ФЗ индивидуальные предприниматели подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 закона.
Индивидуальные предприниматели вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика (ФСС РФ) по месту жительства.
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется как произведение МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, установленного п.п. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.
На основании ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ по состоянию на 01.01.2019 г. установлен в размере 11 280 руб.
Следовательно, стоимость страхового года в 2019 году составляет: 3 925 руб. 44 коп. (11 280 руб. × 2,9% × 12).
Таким образом, в целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2020 году страхователям необходимо уплатить страховые взносы в размере 3 925 руб. 44 коп. до 31 декабря 2019 года.
МРОТ с 1 января 2018 года был установлен в сумме 9 489 рублей в месяц.
Стоимость страхового года в 2018 году составляла 3 302 руб. 17 коп.
Следовательно, в целях получения пособия по беременности и родам в 2019 году Вы должны были уплатить страховые взносы в размере 3 302 руб. 17 коп. до 31 декабря 2018 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 4.5 Закона № 255-ФЗ в случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися с 1 января следующего года.
П. 6 Правил уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 г. № 790, установлено, что страхователи приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов в соответствии с Правилами за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Таким образом, если Вы состоите с ФСС РФ в правоотношениях по обязательному социальному страхованию, уплатили добровольные взносы в 2018 году, то Вы будете иметь право на получение пособия по беременности и родам.
Если взносы за 2018 год не были уплачены, Вы не имеете права на получение пособия по беременности и родам.
В то же время даже при неуплате страховых взносов в ФСС РФ Вы имеете право на получение пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
В соответствии с п. 39, 45, 46 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В этом случае ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет.
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае, если назначение и выплата им ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются органами социальной защиты населения, индивидуальный предприниматель представляет копии документов, подтверждающих статус, а также справку из территориального органа ФСС РФ об отсутствии регистрации в территориальных органах ФСС РФ в качестве страхователя и о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств обязательного социального страхования.
Аналогично Вы можете получить единовременное пособие при рождении ребенка (п.п. «з» п. 28 Порядка…).
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
