Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Договор безвозмездного пользования имуществом. Возмещение коммунальных расходов

Статья в журнале: №13 (1023) — Март 2012 , опубликовано 04.04.2012

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Уральского отделения Российской академии наук  по договору безвозмездного пользования федерального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, предоставляет по договору безвозмездного  пользования, утвержденному Росимуществом, часть площадей другому институту того же ведомства (УрО РАН). На основании отдельных договоров – возмещение коммунальных услуг (электроэнергия, тепло, вода), возмещение эксплуатационных расходов (уборка, содержание лифтов, вывоз мусора и т.д.) – производится возмещение понесенных расходов.

Учитывая, что Институт освобожден от налогообложения по НДС согласно п.п. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ и то, что данные услуги не являются реализацией, а получены в порядке компенсации расходов, которые оплачены снабжающим организациям с НДС, просим разъяснить: должны ли мы выставлять счета-фактуры, и если должны, то с НДС или без НДС? Включаются ли эти суммы в доходы в целях налога на прибыль, НДС, учитывая, что доходы равны расходам?

В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).

Поэтому оплачивать коммунальные услуги и электроэнергию должен ссудополучатель (если договором аренды не предусмотрено иное).

Вариант расчетов за коммунальные услуги, когда расходы по оплате коммунальных услуг несет ссудополучатель, при этом он не заключает договоры с поставщиками услуг, а возмещает коммунальные расходы ссудодателю, является наиболее распространенным.

Ссудодатель не имеет права непосредственно оказывать ссудополучателю коммунальные услуги.

Значит, предоставление ссудодателем ссудополучателю коммунальных услуг не является операцией по реализации товаров (работ, услуг) в целях налогообложения НДС.

На этом основании Минфин РФ в письмах от 03.03.2006 г. № 03-04-15/52 и от 24.03.2007 г. № 03-07-15/39, от 14.06.2008 г. № 03-03-06/2/51 сделал вывод о том, что счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг не производится.

Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных ссудополучателем ссудодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта налогообложения НДС не возникает.

В письме от 24.03.2009 г. № 03-03-05/47 Минфин РФ также сообщил, что в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) на территории РФ, по которым выставляются счета-фактуры.

Поэтому при получении бюджетным учреждением денежных средств, перечисленных организациями, расположенными в помещениях указанного здания, в качестве компенсации расходов бюджетного учреждения по оплате вышеназванных услуг, у бюджетного учреждения объекта налогообложения НДС не возникает и, соответственно, счета-фактуры не выставляются.

Учитывая позицию чиновников, Вы не должны выставлять счета-фактуры ссудополучателю.

В этом же письме (от 24.03.2009 г.) Минфин РФ указывал, что в соответствии с п. 1 ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

В целях главы 25 НК РФ иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

С 2011 г. ст. 321.1 НК РФ утратила силу.

Но бюджетные учреждения самостоятельно разрабатывают систему налогового учета доходов и расходов от приносящей доход деятельности, основываясь на нормах главы 25 НК РФ.

Поэтому выводы Минфина актуальны и в настоящее время.

Чиновники указывают, что бюджетное учреждение учитывает при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на коммунальные, эксплуатационные и иные аналогичные услуги.

В случае если такие расходы возмещаются бюджетному учреждению организациями, находящимися в одном с бюджетным учреждением здании, то денежные суммы, полученные от сторонних организаций в качестве оплаты коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг, признаются доходами бюджетного учреждения и учитываются в составе внереализационных доходов в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Отметим, что размер таких доходов равен размеру расходов на оплату коммунальных услуг.

То есть доходы и расходы, как правило, перекрывают друг друга и не увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru