Доплату до среднего заработка при оплате отпуска по беременности и родам можно учесть в расходах
О налогообложении доплаты до среднего заработка (дохода) при оплате отпуска по беременности и родам
Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 03-05-02-04/26
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации (п. 15 ст. 255 НК РФ).
Ст. 255 Трудового кодекса РФ определяет, что за отпуск по беременности и родам выплачиваются пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом порядке.
Хотя пособия по беременности и родам не являются пособиями по временной утрате трудоспособности, но учитывая, что данные пособия выплачиваются из Фонда социального страхования РФ и основанием их выплаты являются больничные листки, по мнению Минфина РФ, к доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п. 15 ст. 255 НК РФ, то есть суммы доплаты учитываются при налогообложении прибыли.
Ст. 7 Федерального закона РФ от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» продлевает на 2004 г. действие ст. 15 Федерального закона РФ от 11.02.2002 г. № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год», которая устанавливает, что максимальный размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ, не может превышать 11 700 руб., а с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ – 12 480 руб.
Однако размер фактически выплачиваемого работодателем пособия по беременности и родам, исчисленного согласно трудовым договорам и законодательству Российской Федерации, может превышать вышеназванные суммы.
Поэтому Минфин РФ делает вывод о том, что налогоплательщик имеет право отнести к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли, расходы на доплату до фактического заработка в случае выплаты пособия по беременности и родам.
В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по беременности и родам.
Ст. 255 Трудового кодекса РФ в качестве пособия по беременности и родам определяет сумму денежных средств, выплачиваемую за счет средств Фонда социального страхования РФ в размере, установленном законом.
Доплата пособия по беременности и родам до размера среднего заработка в случае, если средний заработок превышает максимальный размер ежемесячного пособия, установленный законом, производится организацией за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие.
Соответственно, суммы превышения доплаты до среднего заработка над размером пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Сумма доплаты работнику разницы между суммой пособия по беременности и родам, установленного законом, которая возмещается ему из Фонда социального страхования РФ, и выплаченной в размере фактического заработка, подлежит обложению единым социальным налогом в случае, если она отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
