Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Экологические платежи

Статья в журнале: №20 (1030) — Май 2012 , опубликовано 23.05.2012

Сельхозпредприятие с 1998 года, обязаны ли платить экологический налог, и как платить, на каком основании?

В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом РФ от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.

Ст. 1 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено негативное воздействие на окружающую среду как воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

–  выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

–  сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

–  загрязнение недр, почв;

–  размещение отходов производства и потребления;

–  загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

–  иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 и распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи).

Таким образом, сельхозпредприятия являются плательщиками экологических платежей.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. № 284-О и Федеральному закону РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются:

– юридические лица, независимо от их организационно-пра­вовых форм и форм собственности;

– индивидуальные предприниматели.

Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Выбросы загрязняющих веществ

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут производиться стационарными и передвижными источниками.

Из норм Федерального закона РФ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» следует, что к передвижным источникам загрязнения относятся, в частности, транспортные средства.

Поэтому организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, должны платить за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое этими транспортными средствами.

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива) установлены постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (объектов) негативного воздействия в отличие от выбросов от стационарных источников (объектов) установлена не за единицу выброса какого-либо загрязняющего вещества, а за единицу израсходованного топлива в зависимости от его вида.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (объектов) негативного воздействия определяется путем умножения соответствующих нормативов платы по конкретному виду используемого топлива на количество такого топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период, и суммирования полученных результатов.

В 2003 году утверждены и действуют в настоящее время следующие нормативы:

Вид топлива
Единица измерения
Нормативы платы
за 1 единицу измерения
Бензин неэтилированный
тонна
1,3
Дизельное топливо
тонна
2,5
Керосин
тонна
2,5

В 2005 году утверждены и действуют по настоящее время следующие нормативы:

Вид топлива
Единица измерения
Нормативы платы
за 1 единицу измерения
Сжатый природный газ
тысяча куб. метров
0,7
Сжиженный газ
тонна
0,9

К нормативам платы применяются поправочные коэффициенты:

коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха);

коэффициент для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;

коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год;

коэффициент за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух городов.

Федеральным законом РФ от 30.11.2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством РФ в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67.

То есть в отношении бензина, дизтоплива и керосина в 2012 году применяется коэффициент 2,05.

А в отношении газа – коэффициент 1,67.

Коэффициент, учитывающий экологические факторы, для атмосферного воздуха в Уральском экономическом районе равен 2.

Экологический коэффициент применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.

В связи с тем, что норматив платы установлен за тонну, литры топлива переводятся в тонны.

Для этого объем в литрах умножают на плотность топлива.

Как правило, данные о плотности указываются в накладной на отпуск топлива или в спецификациях. Также можно воспользоваться соответствующими средними значениями для топлива.

Как указала ФНС РФ в письме от 24.03.2005 г. № 03-3-09/0412/23@, в зависимости от марки автомобильного бензина можно использовать следующие средние значения плотности:

– для А-76 (АИ-80) – 0,715 г/куб. см (кг/л);
– для АИ-92 – 0,735 г/куб. см (кг/л);
– для АИ-95 – 0,750 г/куб. см (кг/л);
– для АИ-98 – 0,765 г/куб. см (кг/л).

Для дизельного топлива плотность принимается 0,825 кг/л (это установлено Рекомендациями по расходу топлива машинами для содержания, ремонта автомобильных дорог и объектов внешнего благоустройства поселений, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 09.03.2004 г. № 36).

Предположим, что во II квартале 2012 года расход топлива марки АИ-92 по автомобилю по данным бухгалтерского учета составил 600 литров.

Рассчитаем расход топлива в тоннах:
600 л х 0,735 кг/л : 1000 кг = 0,441 т.

Рассчитаем размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижного источника:

0,441 т х 1,3 руб./т х 2 х 2,05 = 2,35 руб.,
где: 2,05 коэффициент на 2012 год;

2экологический коэффициент по Уралу.

В 2012 году плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами зачисляется на КБК 048 1 12 01020 01 0000 120.

Срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Отчетным периодом признается календарный квартал.

Это установлено приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 г. № 557.

Форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения и представления утверждены приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204.

Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению передвижного объекта негативного воздействия не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Если у плательщика на территории субъекта РФ имеется более одного передвижного объекта негативного воздействия, то расчеты платы по ним включаются в единый Расчет.

Плательщик заполняет и включает в свой Расчет только те разделы, которые ему необходимы.

По автомобилям заполняется Раздел 2 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами».

Раздел 2 заполняется плательщиком, осуществляющим выб­росы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов негативного воздействия, по каждому муниципальному образованию, на территории которого указанные объекты зарегистрированы, в зависимости от вида и объема использованного топлива.

Размещение отходов

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится также размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

То есть в процессе деятельности любых фирм образуются отходы производства и потребления (как минимум – мусор в виде ненужных офисных бумаг, мусор от уборки помещений, использованные канцтовары и т.п.).

Плата взимается за размещение таких отходов.

Размещением считается хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов (то есть в специально оборудованных для размещения отходов сооружениях, например, на полигонах) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Захоронение отходов – это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Ст. 19 Закона № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Утвержденный приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 г. № 721 Порядок учета в области обращения с отходами, вступивший в силу с 11 ноября 2011 года, устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

При этом действие Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно­профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом.

Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

– технической и технологической документации;
– бухгалтерской документации;
– актов приема-передачи;
– договоров.

Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).

Хозяйствующий субъект должен определить лицо, ответственное за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Это лицо и будет заполнять таблицы данных учета в области обращения с отходами по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Ст. 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Сам по себе вывоз отходов в специально отведенное для хранения место (например, на полигон для хранения отходов), не влечет перехода права собственности на отходы.

Получается, что фирма осуществляет размещение своих отходов на полигоне.

То же самое касается случаев, когда фирма заключает договор на вывоз отходов: получается, что фирма размещает свои отходы, но с помощью услуг третьих лиц (то есть перевозка отходов к месту хранения (захоронения) и сдача их на полигон осуществляется не самой фирмой, а специализированной организацией за плату).

Ростехнадзор в письме от 25.07.2007 г. № 04-09/1001 разъяснил, что согласно гражданскому законодательству, отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации.

Таким образом, собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Если из текста договора на вывоз и утилизацию мусора следует, что специализированная организация приобретает право собственности на отходы организации, то плательщикам платы за негативное воздействие на окружающую среду (размещение этих отходов) становится специализированная организация.

Соответственно, организация не должна платить за загрязнение окружающей среды отходами, собственником которых она уже не является.

Если в договоре прямо указано, что при оказании услуг, являющихся предметом договора, к Исполнителю не переходит право собственности на отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности Заказчика, то обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возлагается на организацию, а не на перевозчика отходов.

Это означает, что плату за негативное воздействие на окружающую среду организация должна перечислять не перевозчику, а в бюджет.

Если бы договором было предусмотрено, что размещение отходов от своего имени, но за счет организации, осуществляет специализированная организация (то есть такой договор должен быть, по сути, договором комиссии, по которому организация является комитентом, а специализированная организация, вывозящая мусор, – комиссионером), то плату за загрязнение вносила бы не организация, а специализированная организация, с которой фирма заключила договор на вывоз и утилизацию отходов.

Согласно п. 1 ст. 990 Гражданского кодекса РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Поэтому если спецорганизация вывозит и утилизирует отходы (пусть даже чужие) от своего имени, то считается, что именно эта спецорганизация осуществляет размещение отходов, в связи с чем у нее появляется обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Фирма-комитент, чьи отходы утилизирует спецорганизация, размещением отходов в данном случае не занимается, поэтому вносить плату за загрязнение не обязана.

Такую точку зрения изложил Ростехнадзор в письме от 23.12.2005 г. № СС-47/145.

В этом же письме чиновники указали, что если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов (то есть на основании договора поручения или агентского договора, построенного по модели договора поручения), все права и обязанности возникают у принципала (доверителя), то есть у собственника отходов. Поэтому плата за загрязнение взимается с самого собственника отходов.

Отметим, что ФНС РФ письмом от 08.02.2006 г. № ГВ-6-21/132@ направила данное письмо Ростехнадзора для сведения и использования в работе.

Специализированная организация, которая размещает отходы, действуя от имени и по поручению собственника отходов, в данном случае платить за загрязнение не должна.

Чтобы избежать проблем при проверках, в договорах на вывоз и утилизацию мусора, заключаемых со специализированными организациями, следует четко прописывать, становится ли специализированная организация собственником отходов или комиссионером, размещающим чужие отходы от своего имени, а также прямо указывать, какая из сторон договора будет вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует учитывать, что в постановлении от 17.03.2009 г. № 14561/08 Президиум ВАС РФ указал, что наличие у компании бытовых и канцелярских отходов не является деятельностью по размещению отходов.

Суд отметил, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Суд считает, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

При осуществлении компанией деятельности, связанной с использованием оргтехники и оформлением документации, образуются бытовые и канцелярские отходы.

Однако, по мнению ВАС РФ, из этого не следует, что компания занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Следовательно, решил ВАС РФ, компания не должна вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Однако ВАС РФ рассматривал конкретное дело и отменил решение нижестоящих судов по другой причине, чем изложенная выше.

Потому органы Ростехнадзора продолжают настаивать на уплате экологических платежей за «офисный» мусор.

Плата за размещение отходов производства и потребления зачисляется в 2012 году на КБК 048 1 12 01040 01 0000 120.

По каждому объекту негативного воздействия (объекту размещения отходов) отдельно заполняется Раздел 4 «Размещение отходов производства и потребления» формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденной приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления, представляют 1 февраля после отчетного периода годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденную приказом Росстата от 28.01.2011 г. № 17.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) определен приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 г. № 30.

Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы,предназначен Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 г. № 50.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, в частности:

заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с «Отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов».

Следовательно, указал Росприроднадзор в письме от 07.12.2011 г. № ОД-06-01-32/15903, лимитами на размещение отходов за прошедший год для субъектов малого предпринимательства являются количества отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с Отчетностью, предоставленной в текущем году.

Плата за текущий год взимается по факту.

Ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами в виде административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду ст. 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

Для справки:

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами зачисляется в 2012 году на КБК 048 1 12 01010 01 0000 120.

Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду зачисляется в 2012 году на КБК 048 1 12 01050 01 0000 120.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru