Свежий номер: № 2 (39) – Январь 2021

ЕНВД. Бытовые услуги

Статья в журнале: №33 (643) — Август 2004 , опубликовано 25.08.2004
Тематики: ЕНВД

Индивидуальный предприниматель реализует мебель и сопутствующие товары (полки, текстиль, посуда). Общая торговая площадь более 800 кв.м. Дополнительно оказывается услуга: консультации по оформлению интерьера жилого помещения.

1. Какую систему налогообложения должен применять индивидуальный предприниматель ?

2. Какие первичные документы необходимо оформлять при оказании консультационных услуг, обязательно ли применение ККМ?

3. Если покупатель возвращает нам товар, как следует оформить этот возврат документально?

(Индивидуальный предприниматель Савин С.)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Свердловской области введена Областным законом от 27.11.2003 г. № 34-ОЗ и действует на территории Свердловской области с 01 января 2004 г.

При этом налогообложение единым налогом может осуществляться в отношении таких видов деятельности, как розничная торговля и оказание бытовых услуг.

В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

В связи с тем, что общая торговая площадь Вашего магазина более 800 кв. м, реализация мебели, текстиля, посуды и других товаров будет подпадать либо под общий режим налогообложения, либо под упрощенную систему налогообложения.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

В случае, если указанные сроки были Вами пропущены, торговля мебелью и сопутствующими товарами будет облагаться всеми налогами, применяемыми при общем режиме налогообложения.

 В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002–93 в перечень бытовых услуг включены прочие услуги по изготовлению и ремонту мебели, в частности, консультации по оформлению интерьера жилого помещения (код 014308) и сборка мебели на дому у заказчика, приобретенной им в торговой сети в разобранном виде (код 014309).

Следовательно, оказание таких услуг населению, как консультации по оформлению интерьера жилого помещения, независимо от того, каким образом произведен расчет за оказанную физическому лицу услугу (в наличной либо безналичной форме), будет подпадать под налогообложение единым налогом на вмененный доход.

При этом следует учитывать, что п. 7 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные виды деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно–кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

В настоящее время предприятия и индивидуальные предприниматели при выполнении бытовых услуг используют бланки строгой отчетности, утвержденные письмом Минфина РФ от 20.04.1995 г. № 16-00-30-33.

В соответствии с письмом Госналогслужбы РФ от 31.03.1998 г. № ВК-6-16/210 при оказании прочих услуг по изготовлению и ремонту мебели, к которым относятся консультации по оформлению интерьера, организации и индивидуальные предприниматели могут использовать бланки строгой отчетности по формам БО-1, БО-3, а также БО-3 и договор.

Таким образом, при использовании указанных бланков строгой отчетности у организаций и индивидуальных предпринимателей имеется возможность не использовать контрольно–кассовую технику, если бытовые услуги оказываются физическим лицам.

В соответствии с Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1025, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполненных работ).

Договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

– фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации — исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

– вид услуги (работы);
– цена услуги (работы);

– точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

– отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

– даты приема и исполнения заказа;

– гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

– другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

– должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Если услуга оказывается в присутствии заказчика, то договор об оказании услуг может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.

Договор может быть также оформлен в форме квитанции (формы БО-1, БО-3).

В случае оказания услуг, требующих выполнения большого объема сложных работ с использованием значительного количества комплектующих материалов или изделий и с большим числом усложняющих элементов, дополнительно к форме БО-3 обязательно заключается отдельный договор.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

В соответствии с п. 4 данного Перечня… не подлежат возврату текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей — ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж.

Согласно п. 8 Перечня … не подлежит возврату мебель бытовая, мебельные гарнитуры и комплекты.

В случае, если товар был ненадлежащего качества, его возврат оформляется товарной накладной по форме ОКУД 0903016 в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы за сданный товар.

Обмен недоброкачественных товаров, для которых не установлены гарантийные сроки (одежда, ткани, меха, ковры и др.), или получение денежной суммы за эти товары производится при предъявлении вместе с товаром товарного или кассового чека магазина и при наличии на товаре фабричного ярлыка.

Обмен товара или возврат покупателю денег за товар, в котором установлены скрытые недостатки, производится на основании акта бюро товарных экспертиз.

Любой покупатель имеет право вернуть некачественный товар.

Сделать это можно как в день покупки, так и позже.

В зависимости от этого возврат нужно оформлять по-разному.

Если покупатель вернул товар в день покупки, то необходимо:

– составить акт о возврате товара;

– выписать накладную на возвращаемый товар;

– вернуть деньги.

Для акта о возврате товара предусмотрена специальная форма № КМ-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132.

Также акт по форме КМ-3 нужно составить и в том случае, если кассир неправильно пробил чек.

Акт нужно составить в одном экземпляре. Его должны подписать: руководитель организации, заведующий отделом (секцией), старший кассир и кассир-операционист.

На возвращаемый товар составляется накладная по форме ОКУД 0903016 в двух экземплярах. Первый – для покупателя, второй является приложением к товарному отчету.

Покупатель, который возвращает товар, должен принести кассовый чек либо другой документ, подтверждающий факт покупки товара, а также любым другим способом доказать, что возвращаемый товар был приобретен в данном магазине.

На этом документе расписывается директор или его заместитель.

После этого покупателю возвращаются деньги за некачественный товар. При этом расходный кассовый ордер выписывать не надо. Выданная покупателю сумма отражается в графе 15 журнала кассира-операциониста.

У многих товаров брак сразу обнаружить не удается.

В результате покупатели возвращают неисправную продукцию позже дня покупки.

В этом случае необходимо:

– составить накладную на возврат товара, оформить ее так же, как в случае возврата предметов в день покупки;

– получить от покупателя заявление о возврате денег, написанное в произвольной форме;

– составить расходный кассовый ордер, в котором необходимо указать паспортные данные покупателя;

К заявлению покупатель должен приложить документ, подтверждающий, что товар куплен в данном магазине. Например, это могут быть:

– кассовый или товарный чек;
– гарантийный талон на товар и т.д.

На основании п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии со ст. 493 Гражданского кодекса РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

 Например, к иным документам, подтверждающим оплату товара может быть отнесена эксплуатационная документация, выданная покупателю на товар, в которой сделана отметка об оплате.

Следовательно, вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора розничной купли-продажи могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара.

Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

Продавец (изготовитель) или выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним организация обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Аудитор ООО «Аудиторская фирма «Финансовый сервис» Богодухова Е.В.

© ООО «Финансовый сервис»
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru