ЕНВД. Магазин в подвале
Индивидуальный предприниматель арендует технический подвал в жилом доме под магазин «Обувь». В договоре аренды указано: технический подвал, арендуемый под магазин. В справке «Ростехинвентаризации» указано: помещения, занимаемые магазином «Обувь», находятся в подвале, предназначенном для обслуживания здания, который не является стационарным торговым помещением.
Правомерно ли использовать при расчете ЕНВД физический показатель для розничной торговли, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети, – «торговое место».
Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы единого налога в отношении розничной торговли может использоваться один из двух физических показателей:
– площадь торгового зала (в квадратных метрах);
Физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» применяется для исчисления ЕНВД в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (то есть магазины и павильоны).
Согласно ст. 346.27 НК РФ стационарная торговая сеть – это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях.
Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
Естественно, сам по себе технический подвал изначально не является специально оборудованной и предназначенной для ведения торговли частью здания.
Однако Вы переоборудовали его под магазин и теперь подвал предназначен для ведения торговли.
Следовательно, сейчас подвал является специально оборудованной, предназначенной для ведения торговли частью здания, и Ваш магазин соответствует определению понятия «стационарная торговая сеть».
Под магазином согласно ст. 346.27 НК РФ понимается специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Если Ваш магазин обеспечен торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, то его можно признать соответствующим понятию «магазин» для целей ЕНВД.
Следовательно, для целей исчисления ЕНВД в соответствии со ст. 346.29 НК РФ Вы должны применять физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)».
Что касается справки Ростехинвентаризации, в которой указано, что подвал не является стационарным торговым помещением, то здесь следует учитывать п. 1 ст. 11 НК РФ, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
В рассматриваемой ситуации Налоговый кодекс РФ дает собственные определения понятий «стационарная торговая сеть» и «магазин».
Поэтому если Ваш магазин соответствует этим понятиям, то для расчета ЕНВД Вы должны применять физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)» вне зависимости от того, что написано в справке и в договоре аренды.
Такой вывод следует из буквального толкования положений Налогового кодекса РФ.
Например, в г. Екатеринбурге большинство магазинов находятся не в изначально специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях, а в квартирах на первых этажах жилых домов, которые были переоборудованы и стали соответствовать понятию «магазин», установленному ст. 346.27 НК РФ.
Аналогично и с техническим подвалом: изначально для ведения торговли он не предназначался, однако после переоборудования его предназначение изменилось.
Таким образом, если после переоборудования подвальное помещение стало соответствовать понятию «магазин», то при осуществлении розничной торговли в данном помещении для расчета ЕНВД нужно использовать физический показатель «площадь торгового зала (в квадратных метрах)».
