Свежий номер: № 16 (53) – Апрель 2021

ЕНВД. Страсти по прицепам

Статья в журнале: №33 (843) — Август 2008 , опубликовано 20.08.2008
Тематики: ЕНВД

Очень хотелось бы спать спокойно, заплатив положенные налоги. Что бы Вы могли подсказать вот в такой ситуации?

Индивидуальный предприниматель осуществляет перевозку грузов, имея в собственности седельный тягач и прицеп-фургон. Под какой режим налогообложения попадает данный вид деятельности?

Конечно, ЕНВД – это очень выгодно, но у меня возникли определенные сомнения. В ст. 346.27 НК РФ сказано, что прицепы не являются транспортными средствами для целей НК РФ. Следует ли понимать эту фразу таким образом, что прицеп самостоятельным транспортным средством не является и, следовательно, при перевозке грузов автомобилем с прицепом, для расчета ЕНВД нужно брать физический показатель, равный 1 (хорошо, конечно, но верится с трудом)?

Или данную фразу следует истолковать таким образом, что при использовании прицепов перевозка грузов в принципе не попадает под ЕНВД (тоже странно: если у меня «Камаз» грузоподъемностью 10 тонн без прицепа, то это ЕНВД, а если у меня «Газель» грузоподъемностью всего 1,5 тонны, но с прицепом еще на 1 тонну, то это уже не ЕНВД)?

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

При этом для целей ЕНВД под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили).

К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

На протяжении длительного времени Минфин и налоговики разъясняли, что в отношении услуг по перевозке грузов и при определении (отнесении) категории автомототранспортных средств для целей ЕНВД используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359.

Однако недавно Минфин РФ изменил свою позицию и в письме от 03.06.2008 г. № 03-11-02/63 сообщил, что указанный Классификатор предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в Классификаторе, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности.

Как выяснилось, смена курса навеяна постановлением Президиума ВАС РФ от 18.09.2007 г. № 5336/07, в котором, собственно, и была изложена позиция, озвученная ныне чиновниками.

Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Таким образом, резюмирует Минфин, определение категорий транспортных средств осуществляется на основании сведений, представляемых соответствующими регистрирующими органами.

Согласно п. 2 Постановления № 938 все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (далее – ГИБДД).

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Ростехнадзора.

Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов, подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

В формах сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, предусмотрены показатели «Тип транспортного средства» и «Назначение (категория) транспортного средства».

Отметим, что прицеп признается транспортным средством и согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД РФ № 496, Минпромэнергетики РФ № 134 от 23.06.2005 г., имеет категорию транспортного средства «прицеп».

Положение определяет прицеп как транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях ГИБДД, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин, регистрируют подразделения Ростехнадзора.

Исходя из этого, Минфин делает вывод о том, что предпринимательская деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним), зарегистрированном в установленном порядке в органах Ростехнадзора, не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

И это правомерный вывод.

Прицепы к грузовым автомобилям, как мы выяснили выше, являются транспортными средствами.

Но исключительно для целей ЕНВД они к транспортным средствам не относятся.

Отсюда следует вывод, что они не учитываются при расчете количества используемых транспортных средств в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Кстати, к такому же выводу пришел Минфин РФ в письме от 17.12.2007 г. № 03-11-05/304, правда, без аргументации.

Таким образом, применительно к Вашей ситуации для исчисления суммы ЕНВД будет применяться в качестве физического показателя 2 автомобиля: «Камаз» и «Газель».

Прицепы в расчет количества автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов, не включаются.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru