Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

ЕНВД в общепите

Статья в журнале: №15 (825) — Апрель 2008 , опубликовано 16.04.2008
Тематики: ЕНВД

Предприятие общественного питания – закусочная (ООО), расположенное в административном здании, имеет торговый зал – 70 кв.м, в том числе раздача –- барная стойка (оборудована мармитом для горячих блюд, холодильной витриной, микроволновой печью, кофе-машиной и др.) – 7 кв.м. Через данную раздачу ведется реализация продукции собственного производства и покупных товаров (сигареты, зажигалки, шоколад, жвачки и др.).

Возникает два вида деятельности по ЕНВД: общественное питание и розничная торговля. Вопрос в том, является ли данная розничная торговля в целях налогообложения? Какой физический показатель – торговое место или надо применять физический показатель – площадь торгового зала – зала для приема пищи посетителями (к которому продажа сигарет, зажигалок и т.д. никакого отношения не имеет)?

Как правильно в данной ситуации рассчитать базу для ЕНВД? Ведь реализация продукции собственного производства и покупных товаров ведется с одного места, то есть 7 кв. м используются для двух видов деятельности. Какими документами следует подтверждать метраж раздачи – барной стойки?

Согласно п.п. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ деятельность в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, подлежит переводу на уплату ЕНВД.

При этом услуги общественного питания – это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации алкогольной продукции (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов), пива.

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, ст. 346.27 НК РФ подразумевает здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.

Таким образом, деятельность закусочной квалифицируется как деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей.

Для исчисления суммы единого налога в данном случае используется физический показатель «площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)».

Поэтому в Вашей ситуации физический показатель «площадь торгового зала» не применяется.

Минфин РФ в письме от 02.10.2007 г. № 03-11-04/3/382 отмечал, что если организация оказывает услуги общественного питания, используя барную стойку в зале обслуживания посетителей, то по данному виду предпринимательской деятельности применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для оказания услуг общественного питания.

Как мы уже указали выше, к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

Следовательно, реализация в Вашей закусочной покупных товаров относится к услугам общественного питания и не относится к розничной торговле.

Аналогичную позицию изложил в письме от 24.03.2008 г. № 03-11-04/3/148 Минфин РФ.

Площадь зала обслуживания посетителей определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В целях применения главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Чиновники Минфина неоднократно указывали, что площадь зала обслуживания посетителей включает в себя только площадь, которая предназначена непосредственно для употребления пищи и проведения досуга.

Иные помещения, например кухня, место раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, подсобные помещения и т.д., в площадь зала обслуживания посетителей для целей применения единого налога на вмененный доход включаться не должны.

Последнее подтверждение данной позиции содержится в письме от 21.03.2008 г. № 03-11-04/3/143.

Для того, чтобы в случае проверки у налоговиков не возникло претензий, необходимо, чтобы в инвентаризационных и правоустанавливающих документах площадь зала обслуживания посетителей было выделена отдельно от площади, используемой под раздачу, подогрев пищи, от места расположения кассового аппарата.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru