Свежий номер: № 41 (78) – Октябрь 2021

ЕНВД в общепите. Проблемы уменьшения площади

Статья в журнале: №7 (917) — Февраль 2010 , опубликовано 17.02.2010
Тематики: ЕНВД

(Письмо Минфина РФ от 25.01.2010 г. № 03-11-06/3/8)

В условиях кризиса некоторые компании – владельцы объектов общественного питания – уменьшают площадь залов обслуживания посетителей в связи с падением спроса на услуги общепита.

Поскольку от размера физического показателя «площадь зала обслуживания (в квадратных метрах)» зависит сумма ЕНВД, вопрос: с какого момента учитывать изменение физического показателя – становится очень важным.

Ст. 346.27 НК РФ определено, что площадь зала обслуживания посетителей – площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

При этом к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект организации общественного питания, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

В прошлом году Минфин РФ указывал, что если организация переходит на уплату ЕНВД в связи с изменением размера площади зала обслуживания посетителей, вопрос внесения изменений в технический паспорт и иные инвентаризационные и (или) правоустанавливающие документы на объект общественного питания
не имеет определяющего значения.

В целях перехода на уплату ЕНВД организация обязана подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД в пятидневный срок, исчисление которого осуществляется начиная с календарной даты, следующей за календарной датой фактического изменения размера площади зала обслуживания посетителей (письмо от 06.11.2009 г. № 03-11-06/3/264).

Однако в комментируемом письме финансовое ведомство заявило прямо противоположное.

Чиновники считают, что если данные технического паспорта не соответствуют данным фактического использования помещения как объекта, предназначенного для организации общественного питания, то в этом случае следует произвести государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование и др. изменения) в целях выявления произошедших после первичного государственного технического учета изменений.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

И уже после оформления нового кадастрового паспорта величина физического показателя считается измененной, а налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Минфин проигнорировал норму ст. 346.27 НК РФ о том, что к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся имеющиеся у налогоплательщика любые документы, а не только технический (кадастровый) паспорт.

Однако арбитражные суды в данном случае поддерживают налогоплательщиков в спорах с налоговиками.

ФАС Уральского округа, например, принимая решения в пользу налогоплательщиков, исходит из недоказанности налоговой инспекцией фактического использования налогоплательщиком площади, предназначенной для организации общественного питания, в больших размерах, чем указано в налоговой декларации.

Суды исходят из того, что при исчислении ЕНВД «площадь зала обслуживания» следует считать фактическую площадь, занятую столиками, где посетители осуществляют непосредственное потребление готовой продукции, а не площадь, указанную в инвентаризационных документах (постановления ФАС Уральского округа от 15.11.2007 г. № Ф09-8749/07-С3, от 24.12.2007 г. № Ф09-9799/07-С3).

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru