Свежий номер: № 30 (30) – Октябрь 2020

Если основные средства работают в две смены

Статья в журнале: №19 (779) — Май 2007 , опубликовано 16.05.2007

(Письмо Минэкономразвития РФ от 20.03.2007 г. № Д19-284)

Согласно п. 7 ст. 259 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2.

Минэкономразвития указал, что в экономической практике понятие «сменность» традиционно относится к режиму работы машин и оборудования, используемых в прерывных технологических процессах, длительность которых может быть приурочена к длительности рабочей смены.

То есть, если следовать логике чиновников, получается, что повышающий коэффициент к основной норме амортизации можно применять только в отношении многосменно используемых машин и оборудования.

При этом «за бортом» остаются, например, транспортные средства, которые фактически также могут использоваться в многосменном режиме, но формально не отнесены Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, к машинам и оборудованию.

Но, думается, чиновники просто неточно выразились.

Гораздо более тревожный сигнал – это утверждение Минэкономразвития о том, что сроки полезного использования машин и оборудования, используемых в прерывных технологических процессах, даны в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, уже с учетом двухсменного режима работы.

Из этого следует, что при амортизации таких машин и оборудования нельзя применять повышающий коэффициент, если такие машины и оборудование работают в две смены.

То есть организация вправе использовать повышающий коэффициент к основной норме амортизации только при трехсменной или круглосуточной работе основных средств.

Причем в одном из свежих писем Минфина содержится такой же вывод (см. письмо от 13.02.2007 г. № 03-03-06/1/78).

Самое интересное, что ни одно из министерств, сделавших такие революционные заявления, никак не обосновало свои выводы. Чиновники говорят о том, что сроки полезного использования основных средств установлены в Классификации… исходя из режима нормальной работы оборудования в две смены, так, как будто это всем известная аксиома.

Однако у налогоплательщиков, уже более 5 лет использующих Классификацию… (напомним, она утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1), не было возможности узнать, что имело в виду Правительство, устанавливая сроки полезного использования основных средств.

Ведь ни в самой Классификации, ни в НК РФ, ни в других нормативных актах ничего не сказано о том, что сроки полезного использования основных средств установлены в Классификации… исходя из режима нормальной работы оборудования в две смены.

НК РФ не разъясняет, что нужно понимать под «повышенной сменностью», а кроме того, из норм НК РФ не следует, что повышенной сменностью не может признаваться двухсменный режим работы.

При попытке найти объяснение голословным утверждениям чиновников, нам удалось обнаружить письмо УФНС по г. Москве от 04.03.2005 г. № 20-12/14523.

В нем налоговики разъясняют, что сроки полезного использования основных средств в Классификации основных средств в основном установлены исходя из режима работы в две смены, что соответствует принципу, заложенному в Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 г. № 1072.

Формально Единые нормы амортизационных отчислений не отменены.

Несмотря на это, они не могут применяться в настоящее время для целей налогообложения прибыли.

С 2002 года (с момента введения в действие главы 25 НК РФ «налог на прибыль организаций») амортизация рассчитывается не по Единым нормам, а по правилам главы 25 НК РФ.

То есть фактически Единые нормы утратили силу, и ссылки налоговиков на заложенные в них принципы не могут служить основанием для запрета применять повышающий коэффициент при начислении амортизации по основным средствам, эксплуатируемым в двухсменном режиме.

К вышеуказанному можно добавить, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые неясности актов налогового законодательства должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, из буквального прочтения норм НК РФ и постановления Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1, которым утверждена Классификация основных средств…, можно сделать вывод, что применять повышающий коэффициент к норме амортизации можно не только в отношении основных средств, работающих в трехсменном или круглосуточном режиме, но и в отношении основных средств, эксплуатируемых в две смены.

Однако судебная практика по этому спорному вопросу неутешительна.

Единственное судебное решение, в котором затронута данная тема, вынесено Федеральным арбитражным судом нашего, Уральского округа (постановление от 26.02.2007 г. № Ф09-866/07-С3).

И в нем судьи поддержали налоговиков.

Суд так же, как и чиновники, указал, что сроки полезного использования в Классификации… установлены исходя из режима работы в две смены. Этот вывод суд тоже ничем не подкрепил.

Учитывая данное обстоятельство, а также тот факт, что чиновники Минфина и Минэкономразвития явно решили заострить внимание проверяющих на этом вопросе, организациям следует иметь в виду, что применение повышающего коэффициента при начислении амортизации по основным средствам, эксплуатируемым в две смены, чревато претензиями налоговиков и судебными разбирательствами.

Кстати, Минэкономразвития в комментируемом письме также разъяснил, что установленные в Классификации сроки полезного использования машин и оборудования, работающих в условиях непрерывной технологии изготовления продукции, уже учитывают специфику их эксплуатации.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru