Если поставщик в списке сомнительных контрагентов

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

Вопрос. При заключении договора поставки наша организация проверила контрагента на сайте налоговой «Прозрачный бизнес». Этот контрагент попал в список «Сведения о лицах, подпадающих под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 закона о регистрации (Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ)».
Учредитель поставщика является учредителем еще 17 компаний.
Может ли ФНС предъявить нашей организации, что этот поставщик является «технической компанией» и в расходы эти товары брать нельзя, а потом только в суде доказывать, что наша организация является добросовестной и платит все налоги?

Ответ. Обязанность проверять контрагента в НК РФ и других законах не установлена. Тем не менее с учетом ст. 54.1 НК РФ и рекомендаций по применению положений ст. 54.1 НК РФ проявление должной осмотрительности – важный элемент учетной политики организации (Письма ФНС РФ от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@).

Цель проверки – убедиться, что контрагент является добросовестной организацией, которая ведет реальную деятельность, и с ним можно заключить договор без рисков негативных налоговых последствий.

Чтобы проявить должную осмотрительность, нужно проверить контрагента. Проверять его стоит по тем же критериям, по которым это будет делать ФНС.

Налоговые органы уделяют особое внимание реальности выполнения сделки контрагентом — оценивают, мог ли он совершить операцию с учетом имеющихся у него ресурсов (Письмо ФНС РФ от 12.07.2019 № КЧ-4-7/13613). Поэтому в первую очередь нужно проверить ресурсные возможности контрагента.

Минфин РФ рекомендует внимательно, тщательно оценивать риски заключения сделок с контрагентом, если одновременно есть следующие признаки (Письмо от 22.10.2020 № 03-12-13/91957):

полномочия руководителя (представителя) компании-контрагента документально не подтверждены, нет копий документов, удостоверяющих личность;

отсутствует информация о фактическом месте нахождения контрагента, о его производственных и (или) торговых площадях;

– есть сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности, все результаты проверки контрагента фиксируются в отчете, который можно разработать самостоятельно. К отчету прикладывается пакет документов, которые относятся к этой проверке, например, заверенные копии документов, которые запрашивали у контрагента, распечатки с информацией о контрагенте с интернет-сайта ФНС РФ, рекламных сайтов, сайта самого контрагента.

Если такая проверка не проводится, то есть риск, что по итогам проверки могут выясниться факты, которые повлекут отказ в вычетах по НДС, расходах, зачете или возврате налога.

Если организация сможет подтвердить, что при выборе контрагента она проявила должную осмотрительность, не выявила обстоятельств, которые характеризовали бы контрагента как «техническую» компанию, и при этом не имела своей целью получить выгоду за счет бюджета, это даст организации право учесть расходы и применить налоговые вычеты по спорной сделке, несмотря на недобросовестность контрагента (п. 20 Письма ФНС РФ от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@).

Чтобы проверить добросовестность контрагента, нужно собрать как можно больше информации о его деятельности и сделать вывод, стоит ли с ним сотрудничать. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

1. Проверить сведения о контрагенте и его руководителе (иных должностных лицах) на официальном сайте ФНС РФ (https://www.nalog.ru/) через электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Он позволяет проверить, в частности:

является ли контрагент официально зарегистрированным юридическим лицом или ИП;

нет ли сведений о руководителе (ином должностном лице) контрагента в реестре дисквалифицированных лиц, лишенных права занимать определенные должности и участвовать в управлении организациями (ст. 3.11 КоАП РФ);

– не совпадает ли адрес вашего контрагента с одним из адресов массовой регистрации.

Кроме того, следует проверить, не входит ли контрагент в число должников, которые не погасили долги, взысканные по суду. Это можно сделать через Банк данных исполнительных производств, ссылка на который также размещена на странице сервиса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» официального сайта ФНС РФ.

Все полученные сведения следует сохранить с указанием даты их получения, например, в виде распечаток с сайта.

2. Запросить у контрагента документы (копии документов), подтверждающие:

– право осуществлять определенные виды деятельности. Например, такими документами могут быть лицензии;

полномочия должностных лиц, которые подписывают договоры, первичные учетные документы, счета-фактуры. Например, их подтверждает приказ или доверенность от имени организации.

Важно проверять полномочия не только на момент заключения сделки, но и на дату подписания документов, подтверждающих ее исполнение.

3. Проанализировать сведения о контрагенте, доступные в сети Интернет и СМИ. Рекомендуем изучить сайт контрагента, рекламные объявления, отзывы покупателей, чтобы убедиться в наличии у него ресурсов для исполнения договора (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированных специалистов). Сохраните распечатки с сайтов, переписку с контрагентом и другие результаты исследований. Эти документы помогут доказать реальность заключенной сделки.

Перечень действий, которые могут подтвердить должную осмотрительность, не является исчерпывающим. Чем больше документов организация сможет представить для подтверждения своей осмотрительности, тем больше вероятность того, что уменьшение налоговой базы (налога) признают правомерным.

Рекомендуем разработать перечень действий по проверке потенциальных контрагентов и закрепить его во внутренних документах организации. Это позволит оптимизировать данный процесс, а также снизит риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и возникновения претензий со стороны налоговых органов.

В вашем случае ФНС выявила, что участник (учредитель) контрагента является учредителем еще 17 компаний.

В некоторых судебных решениях указано, что заключение сделок с контрагентом, учредитель которого одновременно является учредителем нескольких других фирм, свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Тот факт, что учредитель (руководитель) контрагента выступает учредителем (руководителем) нескольких фирм, является признаком получения необоснованной налоговой выгоды (недобросовестности) (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2020 № Ф05-5177/2020 по делу № А40-69989/2019).

В приведенном постановлении АС Московского округа Суд отказал налогоплательщику в признании расходов, в частности, потому, что учредители (руководители) его контрагентов являются учредителями (руководителями) еще нескольких организаций.

Аналогичные выводы содержит Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.05.2016 № Ф01-1821/2016, по делу № А82-4323/2014, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.02.2013 по делу № А11-4529/2011, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.08.2013 № Ф03-3969/2013 по делу № А73-14815/2011 и т.д. В данных случаях Суд пришел к выводу о неправомерном учете расходов, в частности, по той причине, что учредители данных контрагентов обладают признаками «массовый» руководитель и «массовый» учредитель.

В то же время есть судебные решения с противоположными выводами.

Тот факт, что учредитель (руководитель) контрагента выступает учредителем (руководителем) нескольких фирм, не является признаком получения необоснованной налоговой выгоды (недобросовестности) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2013 по делу № А42-4948/2012). В указанном постановлении Суд указал, что наличие у контрагента «массового» руководителя (при отсутствии доказательств согласованности с действиями налогоплательщика для неправомерного уменьшения налогового бремени) не является основанием для отказа в принятии расходов.

По мнению суда (Постановление ФАС Центрального округа от 23.04.2013 по делу № А14-13171/2011) то обстоятельство, что учредитель контрагента является «массовым» учредителем, а руководитель – «массовым» руководителем, не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, массовость учредителя является неблагоприятным показателем как для компании, так и для ее контрагентов. Налоговые органы могут исключить понесенные затраты из налогооблагаемой базы по УСН или налогу на прибыль. Если же организация сможет подтвердить, что при выборе контрагента проявила должную осмотрительность, не имела своей целью получить выгоду за счет бюджета, это даст организации право учесть расходы, несмотря на недобросовестность контрагента.

Распечатать статью