Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Индивидуальный предприниматель продал недвижимость

Статья в журнале: №7 (1017) — Февраль 2012 , опубликовано 22.02.2012

Индивидуальный предприниматель на ОСН, продал в августе 2011 г. часть принадлежащего ему помещения (офис, используемый в предпринимательской деятельности). При покупке помещения сумма в расходах не учитывалась, но каждый год включалась в расходы сумма амортизации. Можно ли включить в расходы оставшуюся стоимость помещения? Как правильно отразить доход от продажи в 3-НДФЛ? На каком листе?

При исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» (ст. 221 НК РФ).

Часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей, признается основными средствами (ст. 257 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Таким образом, предприниматель приобретал амортизируемое имущество.

А расходы в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются для целей налогообложения (п.п. 5 п. 1 ст. 270 НК РФ).

Следовательно, при приобретении помещения предприниматель не мог учесть расходы на приобретение помещения в составе профессиональных налоговых вычетов.

Стоимость амортизируемого имущества погашается посредством начисления амортизации.

Суммы начисленной амортизации являются расходами, связанными с производством и реализацией (п.п. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).

В соответствии с п. 46 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 г., начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества производится независимо от результатов предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя до полного погашения стоимости имущества либо до прекращения права собственности.

Ежегодно при наличии движения основных средств подсчитываются суммы амортизации основных средств, включаемые в расходы налогового периода, и в Разделе II «Расчет амортизации основных средств» Книги учета выводится остаток для списания в последующие налоговые периоды.

П. 14 Порядка установлено, что в Книге учета (раздел I Книги учета) отражаются все доходы, полученные индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности без уменьшения их на предусмотренные налоговым законодательством РФ налоговые вычеты.

В доход включаются все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно.

Суммы, полученные в результате реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, включаются в доход того налогового периода, в котором этот доход фактически получен.

Доходы от реализации основных средств и нематериальных активов определяются как разница между ценой реализации и их остаточной стоимостью.

Следовательно, для определения суммы дохода нужно из продажной цены помещения вычесть остаточную стоимость помещения, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств (помещения) и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

С налогового периода 2011 года налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется по форме 3-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 10.11.2011 г. № ММВ-7-3/760@.

По всем доходам, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, заполняется Лист В формы декларации.

По каждому виду предпринимательской деятельности Лист В заполняется отдельно.

Расчет итоговых данных производится на последнем заполняемом Листе В.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru