Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Исчисление ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ

(Письмо ФСС РФ от 23.11.2018 г. № 02-09-14/17-04-26675)

Порядок исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 375.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ и п. 6 Положения ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая (далее – МРОТ), средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ.

При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которое с 1 февраля 2018 года составляет: 3 142,33 руб. – по уходу за первым ребенком и 6 284,65 руб. – по уходу за вторым и последующими детьми.

В период с 01.02.2017 г. до 31.01.2018 г. минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляли 3 065,69 руб. и 6 131,37 руб. соответственно.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица.

При этом в п. 23 Положения указано, что при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется.

Следовательно, при отсутствии заработка в расчетном периоде, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется в размере 40% от МРОТ.

ФСС разъяснил следующее:

– по страховому случаю, наступившему в период с 01.01.2018 г. по 31.01.2018 г.

Поскольку размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный из МРОТ (9 489 × 40%) превышает минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный с 01.02.2017 г. (3 795,60 руб. > 3 065,69 руб.), ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 3 795,60 руб.;

– по страховому случаю, наступившему в период с 01.02.2018 г. по 30.04.2018 г. 

Поскольку размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный из МРОТ (9 489 × 40%) превышает минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный с 01.02.2018 г. (3 795,60 руб. > 3 142,33 руб.), ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 3 795,60 руб.

С 01.05.2018 г. ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком, исчисленное из МРОТ, составляет 4 465,20 руб. (11 163 × 40%).

Исходя из ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ следует, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), а средний заработок принимается МРОТ, то МРОТ необходимо скорректировать на коэффициент неполного рабочего времени (коэффициент ставки).

Тогда, если на дату предоставления отпуска по уходу за ребенком, например, 05.05.2018 г., работнику установлено неполное рабочее время (0,5 ставки) то пособие, исчисленное из МРОТ, составит 2 232,60 руб. (11 163 × 0,5 × 40%).

Поскольку в данном случае размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный из МРОТ не превышает минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленный с 01.02.2018 г. (2 232,60 руб. < 3 142,33 руб.), ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 3 142,33 руб.

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.