Испытательный срок при приеме на работу
(Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2018 года, утвержден Рострудом 26.09.2018 г.)
Согласно ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.
В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (ч. 2 ст. 67 ТК РФ), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.
В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.
Роструд разъяснил, что условие об испытании вносится только по соглашению сторон.
Условие об испытании должно быть установлено либо в самом тексте трудового договора при его заключении, либо в отдельном соглашении сторон, если работник допущен до работы до оформления трудового договора в письменной форме.
Запрещено устанавливать испытательный срок следующим работникам:
– лицам, избранным по конкурсу на замещение соответствующей должности;
– беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет;
– лицам, не достигшим возраста 18 лет;
– лицам, впервые поступившим на работу по полученной специальности в течение 1 года со дня получения образования в среднем или высшем учебном заведении;
– лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу;
– лицам, приглашенным на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;
– лицам, заключающим трудовой договор на срок до двух месяцев;
– работнику, успешно завершившему ученичество у данного работодателя;
– работнику, направленному для прохождения альтернативной гражданской службы;
– спортсмену, прошедшему спортивную подготовку у данного работодателя.
Конкретный срок испытания устанавливается в трудовом договоре.
При этом срок испытания не может превышать:
– шести месяцев – для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций;
– двух недель – для лиц, заключивших трудовой договор на срок от двух до шести месяцев;
– трех месяцев – для остальных работников.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.
При продолжении работы по истечении испытательного срока работник считается выдержавшим испытание.
Роструд подчеркивает, что срок испытания не может быть продлен.
При неудовлетворительном результате испытания работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником до момента окончания испытательного срока.
Чиновники разъяснили порядок увольнения работника, не прошедшего испытание:
1) работодатель обязан письменно предупредить работника о расторжении трудового договора с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание;
2) письменное предупреждение предъявляется работнику не позднее чем за 3 дня до расторжения трудового договора;
3) работодатель обязан оформить приказ о расторжении трудового договора, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись;
4) в трудовую книжку работника вносится запись об увольнении, заверенная подписью лица, уполномоченного на ведение трудовых книжек;
5) работник заверяет своей подписью все записи, внесенные в его трудовую книжку в период работы у данного работодателя;
6) в последний день работы работнику должны быть выданы на руки:
– трудовая книжка;
– справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы;
– сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам обязательного пенсионного страхования;
7) с работником производится полный расчет, в том числе компенсация за неиспользованный отпуск.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 ТК РФ сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.
В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 4 ст. 14 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 14 ТК РФ, течение сроков, с которыми связано возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Если, например, сотрудник принят на работу 13 июня 2018 г. с испытательным сроком в три месяца, то крайним днем испытательного срока будет 12 сентября 2018 г. (если этот день будет являться для работника рабочим в соответствии с его графиком работы), но не 13 сентября 2018 г.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
