Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Изменение учетной политики организации

Статья в журнале: №50 (1010) — Декабрь 2011 , опубликовано 21.12.2011

Надо ли составлять учетную политику каждый год или один раз составить, а потом при необходимости вносить изменения? Изменения вносятся дополнительными пунктами с повторением «старой» или только дополнительные пункты?

В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

А ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

То есть изменения учетной политики также утверждаются приказом руководителя организации.

Правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

изменения законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

– разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.

Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

существенного изменения условий хозяйствования.

Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

При этом не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

То есть если Ваша компания решила заняться видом деятельности, отличным от осуществляемого вида деятельности (было, например, производство и добавилась торговля), то в учетной политике нужно прописать необходимые положения, регулирующие способы бухгалтерского и налогового учета торговых операций.

В данном случае это не будет расцениваться как изменение учетной политики.

Вы просто дополните учетную политику необходимыми положениями.

Изменение учетной политики подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Как правило, это оформляется приказом руководителя организации о внесении изменений в Положение об учетной политике организации.

Ни законом о бухучете, ни ПБУ 1/2008 не установлено, каким образом должны формулироваться изменения.

Поэтому каждая организация делает, как ей удобнее.

Вы можете просто изложить Положение об учетной политике в новой редакции, с учетом всех внесенных изменений.

На практике это удобнее, поскольку не нужно сравнивать два документа.

А можете просто в приказе об изменениях указать, что пункт такой-то изложить так-то.

В любом варианте нарушения не будет.

Не забудьте, что изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год организация должна объявить в пояснительной записке о бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 13 Закона о бухучете).

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru