Свежий номер: № 14 (51) – апрель 2021

Как прожить без норм расхода топлив

Статья в журнале: №25 (785) — Июнь 2007 , опубликовано 27.06.2007

Просим сообщить базовую норму расхода бензина на легковой автомобиль ВАЗ-21144.

В руководящем документе № Р3112194-0366-03 данный автомобиль отсутствует.

Подскажите, какую норму применять в данном случае?

Действительно, в Нормах расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом РФ 29.04.2003 г., отсутствуют нормы для указанной Вами модели автомобиля (как впрочем и для многих других моделей автомобилей).

Минфин РФ в письме от 04.05.2005 г. № 03-03-01-04/1/223 рекомендовал налогоплательщикам в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

На основании этой информации издается приказ по организации, в котором закрепляются нормы расхода ГСМ для служебного автомобиля, который не поименован в минтрансовских Нормах.

В то же время сама необходимость применения норм расхода ГСМ весьма сомнительна.

И вот почему.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

При этом не сказано ни слова о том, что такие расходы учитываются только в пределах норм.

В соответствии с п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ нормируются для целей налогообложения расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ, но не расходы на содержание служебного транспорта.

В уже упоминавшемся выше письме Минфина РФ от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223 чиновники со ссылкой на ст. 252 НК РФ, в которой сказано, что учитываемые в целях налогообложения расходы должны быть обоснованными, утверждают, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом.

Однако этот документ не проходил госрегистрацию в Минюсте и не был официально опубликован.

А в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минтранса) не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Кроме того, в самих Нормах сказано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.

То есть, исходя из текста самих Норм, организации, не являющиеся автотранспортными, применять этот документ не обязаны.

Что касается вопроса обоснованности расходов на приобретение ГСМ, то, действительно, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Экономическую оправданность, обоснованность расходов на приобретение ГСМ подтверждают путевые листы.

В них, в частности, указывается маршрут следования автомобиля, показания спидометра, вид топлива, которым заправлялся автомобиль.

Тем самым подтверждаются производственные цели эксплуатации автомобиля, а кроме того, по путевым листам легко отследить взаимосвязь между продолжительностью поездок и количеством израсходованного топлива.

Поэтому суды единогласно поддерживают налогоплательщиков, указывая, что при наличии путевых листов, подтверждающих обоснованность расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, указанные расходы должны учитываться для целей налогообложения в фактических размерах.

По поводу Норм, утвержденных Минтрансом, суды отмечают, что этот документ не является нормативным актом, имеющим обязательную силу. Он носит рекомендательный характер и не предназначен для регулирования налоговых правоотношений (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2005 г. № Ф09-103/05-АК).

Кстати, сами налоговики во главе с Минфином также считают наличие путевых листов одним из обязательных условий для возможности учета расходов на приобретение ГСМ в целях налогообложения прибыли.

Но при этом они еще и настаивают на обязательном применении Норм, утвержденных Минтрансом (а при их отсутствии – норм, установленных самим налогоплательщиком на основе техдокументации к автомобилям).

Однако, учитывая вышеприведенные аргументы против применения Норм, мнение судов, а также рекомендации ФНС налоговикам на местах не начинать судебные тяжбы в случае, если судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, у фирм есть реальная возможность уменьшать доходы на всю сумму произведенных затрат на покупку ГСМ, даже если они превышают расходы, рассчитанные по нормативам.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru