Как рассчитать больничный
Как рассчитать пособие по нетрудоспособности?
Разъясняет ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»
Компания «Интерком-Аудит Екатеринбург» оказывает различные аудиторские услуги, консалтинговые услуги, юридические услуги, услуги по бухгалтерскому обслуживанию, также проводим оценку бизнеса и имущества.
С ценами на услуги можно ознакомиться в разделе Прайс-лист
Работник, который заключил трудовой договор, получает право на больничное пособие с того дня, когда должен приступить к своим служебным обязанностям. Даже если он работает на испытательном сроке, пособие ему также положено.
Порядок выплаты больничного пособия зависит от того, является сотрудник внутренним или внешним совместителем. Пособие по нетрудоспособности внутреннему совместителю за первые три дня болезни выплачивают в том же порядке, что и обычным сотрудникам.
Формула для расчёта больничного листа — произведение среднедневного заработка, количества дней болезни и коэффициента страхового стажа. Размер дневного больничного пособия необходимо рассчитывать по формуле:
Дневное пособие = Средний дневной заработок × Размер пособия в процентах (100%, 80%, 60%).
Работодатель оплачивает первые три календарных дня болезни, которые сотрудник пропустил на основании больничного.
Коэффициент страхового стажа важен для определения суммы больничного листа. Чем больше стаж, тем выше коэффициент.
В страховой стаж включают только те периоды времени, в течение которых были уплачены взносы по временной нетрудоспособности.
Существует три значения коэффициента страхового стажа:
— 100% или 1 — если страховой стаж превышает 8 лет;
— 80% или 0,8 — если страховой стаж находится в промежутке от 5 до 8 лет;
— 60% или 0,6 — если страховой стаж составляет менее 5 лет.
Стаж необходимо считать по трудовой книжке и другим документам, которые подтверждают, что человек был застрахован и за него платили взносы на социальное страхование.
Для определения среднедневного заработка при расчёте больничного листа включают все суммы заработной платы, на которые были начислены страховые взносы по временной нетрудоспособности.
Среднедневной заработок = Сумма дохода сотрудника за 2 календарных года/ 730. Данные берут за расчетный период — два календарных года, которые предшествуют году начала болезни.
При расчёте среднедневного заработка для больничного в 2025 году необходимо будет взять сумму заработной платы за 2024 и 2023 год.
Необходимо обратить внимание на то, что берут только те суммы, на которые были начислены и выплачены страховые взносы на случай временной нетрудоспособности. Число 730 — фиксированное значение количества дней в двух годах. А вот выплаты в каждом из годов расчетного периода учитывают в пределах облагаемого страховыми взносами лимита.
Например, если в 2024 году сотруднику выплатили 900 000 руб. согласно трудовому договору, но среди них денежные средства по больничному листу в размере 15 000 руб., то сумма, учитываемая при расчете по больничному листу, составит 885 000 руб. (900 000 руб. — 15 000 руб.).
По заявлению сотрудника, в случае его нахождения в отпуске по уходу за ребёнком или по беременности и родам в 2023 году или в 2024 году, годы или год для расчёта больничного можно заменить другими предшествующими календарными годами, например, 2022 или 2021. Главным моментом является то, что пособие при замене лет должно увеличиться, а не уменьшиться.
Кроме того, установлен лимит по размеру учитываемого дохода для расчёта больничных.
Предельная величина дохода, учитываемая при расчёте сумм по больничному листу в 2023 году не должна превышать 1 917 000 руб.
Аналогичный предел доходов, но за 2024 год составляет — 2 225 000 руб.
Если сумма дохода сотрудника за год превышает предельную величину, то базой для расчёта больничного служит установленная предельная величина за год.
Установлена не только предельная величина базы доходов для расчёта по больничному листу, но и минимальное значение. Минимальное значение дохода для расчёта больничного не должно быть меньше МРОТ. Размер МРОТ применяют тот, который действует на дату больничного листа, также необходимо учитывать региональные коэффициенты.
Рассчитывать заработок для определения пособия по временной нетрудоспособности исходя из МРОТ необходимо, если в расчетном периоде у сотрудника не было заработка либо заработок сотрудника за месяц оказался меньше МРОТ на дату открытия больничного листка.
Чтобы определить сумму дневного пособия, необходимо умножить средний дневной заработок на процент, который зависит от страхового стажа работника.
Далее эту сумму следует сопоставить с минимальным дневным пособием, установленным на основе МРОТ. Если сотрудник находился на больничном в течение полного месяца, он должен получить пособие по временной нетрудоспособности не ниже федерального уровня МРОТ.
Это правило применимо вне зависимости от стажа и фактического дохода (ч. 6.1 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Из двух полученных значений дневного пособия необходимо выбрать большее и на его основе рассчитать окончательную сумму пособия. В 2025 году МРОТ составляет 22 440 рублей в месяц.
Формула для расчёта среднего значения минимального среднего заработка остаётся без изменений: Минимальный размер среднего дневного заработка = Федеральный МРОТ с учетом районного коэффициента на дату открытия больничного листка × 24 месяца / 730 дн.
Для 2025 года исходя из МРОТ 22 440 руб. сумма минимального среднего заработка будет равна 737,75 руб. (22 440 руб. х 24 / 730). Если среднедневной заработок сотрудника исходя из фактического дохода будет ниже минимального среднедневного заработка, то базой для расчёта пособия по больничному листу в 2025 году будет 737,75 руб.
Использовать данную сумму для расчёта необходимо и тогда, когда общий стаж сотрудника менее 6 месяцев.
В случае установления регионального коэффициента минимальный среднедневной заработок рассчитывается с его учётом. При совмещении и неполном рабочем дне среднедневной заработок вычисляется пропорционально отработанному времени.
Аналогично вычисляются и минимальное с максимальным значения.
Когда среднедневной заработок и коэффициент страхового стажа определён, можно переходить к расчёту суммы больничного листа.
За полный месяц на больничном сотрудник должен получить пособие по временной нетрудоспособности не меньше федерального МРОТ. МРОТ нужно уменьшить пропорционально занятости работника.
Занятость следует проверять на день открытия больничного (ч. 6.2 ст. 14 Закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Формула расчета минимального дневного пособия из МРОТ: Дневное пособие из МРОТ = Федеральный МРОТ на дату открытия больничного листа × Количество рабочих часов в день (неделю), установленных сотруднику при режиме неполного рабочего времени / Количество рабочих часов в день (неделю) при нормальной продолжительности рабочего времени / 31, 30, 29 или 28 календарных дней в месяце.
Первые три дня болезни сотруднику оплачивает работодатель, кроме случаев, когда лист нетрудоспособности выдан по уходу за больным членом семьи, в этом случае лист оплачивается полностью за счет СФР.
При выплате суммы по больничному необходимо помнить, что данный вид дохода облагается НДФЛ. Поэтому выплатить нужно за вычетом 13%.
Выплата больничного производится в ближайший день выплаты заработной платы. Пособие работодатель вправе выплатить тем способом, который работник укажет в заявлении – наличными, перевести на зарплатную или иную карту, а также на любой другой счет.
НДФЛ перечислять нужно до 28 числа текущего месяца, если зачислили и выплатили пособие с 1 по 22 число текущего месяца, и не позднее 5 числа следующего месяца при выплате с 23 по последнее число текущего месяца. Если же начисление и выплата произошли с 23 по 31 декабря, то перечислить НДФЛ необходимо в последний рабочий день года.
Остальную сумму по больничному листу выплатит сотруднику СФР по реквизитам, указанным работодателем при заполнении документов для фонда.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.


Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.