Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Кассовые операции организации с обособленными подразделениями. Проверки

Статья в журнале: №13 (1023) — Март 2012 , опубликовано 04.04.2012

ООО имеет магазин, находящийся в разных района города. У магазина есть своя кассовая книга, в которой отражаются операции по выручке, разменной монете и сдаче выручки в головной офис.

Налоговые органы с 2012 г., проверяя полноту оприходования выручки, будут проверять наличность только в ККМ? Будут ли налоговые органы проверять кассовую дисциплину только магазина или всего предприятия?

С 1 января 2012 года действует Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное ЦБ РФ 12.10.2011 г. № 373-П.

Обособленное подразделение юридического лица, для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации открыт банковский счет, самостоятельно устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном Положением № 373-П для юридического лица (п. 1.2 Положения).

То есть обособленное подразделение, имеющее отдельный расчетный счет, имеет свою кассу и свой лимит остатка наличных денег.

Уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, вносить наличные деньги юридическому лицу, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица (п. 1.5 Положения).

Указанное обособленное подразделение ведет свою кассовую книгу и передает юридическому лицу лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня.

Если обособленное подразделение не имеет своего расчетного счета, то юридическое лицо, в состав которого входят обособленные подразделения, определяет лимит остатка наличных денег с учетом наличных денег, хранящихся в обособленных подразделениях.

До 2012 года полномочия по проверке соблюдения кассовой дисциплины принадлежали банкам.

Так, согласно п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Феде­рации, утвержденного ЦБ РФ от 05.01.1998 г. № 14-П, учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года должны были проверять соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.

Однако Положение № 14-П утратило силу с 01.01.2012 г. (Указание ЦБ РФ от 13.12.2011 г. № 2750-У).

Права налоговых органов установлены ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Феде­рации».

Налоговым органам предоставляется право:

осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт;

– осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Права проводить проверки соблюдения кассовой дисциплины у налоговиков пока нет (но такой вопрос рассматривается на законодательном уровне).

В то же время в соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 ст. 14.5, ст. 15.1 КоАП РФ.

То есть налоговики могут проверить факты неприменения ККТ, применения ККТ, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 рублей.

То есть налоговики могут контролировать порядок ведения кассовых операций организации.

Порядок проведения проверок определяется двумя документами:

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (приказ Минфина РФ от 17.10.2011 г. № 132н);

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (приказ Минфина РФ от 17.10.2011 г. № 133н).

Так, при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей специалистами инспекций рассматриваются, в частности:

– журнал кассира-операциониста;

– журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;

– распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

– контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

приходные и расходные кассовые ордера;

– журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;

– авансовые отчеты;
кассовая книга;
– справка-отчет кассира-операциониста и т.п.

То есть в рамках одной проверки налоговики могут проверить и учет денежных средств при применении ККТ, и собственно кассу организации (кассовая книга, «приходники» и «расходники»).

Если же цель проверки – соблюдение требований к ККТ, то при проведении проверки специалистами инспекций рассматриваются следующие документы:

– журнал кассира-операциониста;

– акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;

– журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков ККТ, работающих без кассира-операциониста;

– распечатки отчетов из фискальной памяти ККТ и использованных накопителей фискальной памяти;

– контрольные ленты ККТ на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;

– информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;

– справка-отчет кассира-операциониста;

– сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;

– бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;

– карточка регистрации ККТ, паспорт ККТ, договор о ее технической поддержке, заключенный проверяемым объектом и поставщиком (центром технического обслуживания) ККТ, документация, связанная с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, заменой программно-аппаратных средств, вводом в эксплуатацию, применением, хранением и выводом из эксплуатации ККТ.

Административным регламентом установлено, что объектами проверок являются организации (юридические лица).

Обособленные подразделения юридическими лицами не являются.

Так что проверять будут организацию вместе с ее структурным подразделением.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru