Свежий номер: № 1 (38) – Январь 2021

Когда налоговые органы могут определять сумму налога расчетным путем

Статья в журнале: №15 (675) — Апрель 2005 , опубликовано 20.04.2005

1. В 2003 году предприниматель находился на упрощенной системе налогообложения. Основной вид деятельности – розничная торговля продуктами питания. Согласно п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предприниматель списывал стоимость закупленных и оплаченных товаров на расходы по мере их оплаты поставщиками, как трактует указанная статья.

Налоговая инспекция посчитала это неверным и, ссылаясь на постановление № 132 от 25.12.1998 г. «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету торговых операций», обязала предпринимателя предоставить ей следующие расчеты:

– остатки товаров на начало и конец периода 2003 г.;

– расчет реализованной торговой наценки.

Предприниматель сослался на то, что данное постановление распространяется только на предприятия, не предоставил такие расчеты, так как глава 26.2 НК РФ предписывает для предпринимателя только ведение Книги учета доходов и расходов. Налоговая инспекция, в свою очередь, запросила данные о торговой наценке в городском отделе торговли и на основании полученного ответа (20,6%) сделала расчет реализованной торговой наценки, применяя средний процент наценки к выручке розничной торговли. Кроме того, в нашем городе всю торговлю продуктами питания осуществляют индивидуальные предприниматели, ни одному из которых ни разу не было предъявлено требование о сдаче каких-либо отчетов по торговле в органы статистики или торговый отдел администрации.

Насколько правомерны действия налоговой инспекции? Может ли налоговая инспекция сделать такой расчет? Может ли налоговая инспекция опираться на данные непонятного происхождения?

2. За сколько лет можно подать в налоговую инспекция корректирующие декларации?

1. Согласно п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы НДС по приобретаемым товарам).

Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

Порядок признания отдельных видов расходов установлен п. 2 ст. 346.16 НК РФ.

В нем говорится, что расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9-21 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 268 и 269 НК РФ.

Расходы, указанные в п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в данной норме не поименованы.

Следовательно, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, принимаются в порядке, установленном п. 2 ст. 346.17 НК РФ, то есть после фактической оплаты за приобретенные товары, без учета положений главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Однако Минфин РФ и ФНС РФ (ранее – МНС РФ) полагали, что при учете расходов на приобретение товаров налогоплательщики должны применять положения ст. 268 НК РФ, согласно которым налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость реализованных товаров.

Повторим, буквальное прочтение положений главы 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» к таким выводам прийти не позволяет.

Ваша инспекция, очевидно, придерживается мнения вышестоящего министерства и считает, что учитывая расходы на приобретение товаров в момент оплаты поставщику, не дожидаясь, пока данные товары будут реализованы и оплачены покупателем, Вы занизили налоговую базу.

И поэтому Ваша инспекция намерена пересчитать налоговую базу и сумму налога.

Однако Минфин РФ изменил свою позицию по данному вопросу.

Так в письме от 23.11.2004 г. № 03-03-02-04/1/59 главное финансовое ведомство страны сообщило, что согласно п.п. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в п.п. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), принимаются в качестве расходов, уменьшающих полученные доходы.

Учитывая положения ст. 346.17 НК РФ, при приобретении товаров для дальнейшей реализации налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы как на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, так и на покупную стоимость этих товаров после их фактической оплаты.

Заметьте, в процитированном тексте – ни слова об обязательном факте реализации.

Сведения об остатках товаров и реализованной торговой наценке, очевидно, были запрошены у Вас для того, чтобы на их основе сделать соответствующие расчеты.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

У Вас инспекция затребовала расчеты, которые не являются документами установленной формы и вообще являются не документами, а аналитической информацией.

К пояснениям, подтверждающим правильность исчисления налогов такие расчеты в данном случае тоже не относятся: Вы исчисляли налог, не производя такие расчеты, поэтому правильность исчисления они не подтверждают.

Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов.

Согласно п. 1.1 Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом МНС РФ от 28.10.2002 г. № БГ-3-22/606, Книга учета доходов и расходов заполняется на основе первичных документов.

То есть Ваша налоговая инспекция имеет право истребовать у Вас первичные документы, подтверждающие факты приобретения товаров и их реализации, и на их основе сделать необходимые расчеты самостоятельно.

Вы делать такие расчеты не обязаны, так как Ваша обязанность по ведению налогового учета заключается в заполнении Книги учета доходов и расходов на основе первичных учетных документов.

Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.

Однако сделать так они могут только в трех случаях:

– отказ налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения;

– непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

отсутствие учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведение учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Если Вы не нарушали порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов, вовремя предоставили налоговым инспекторам документы и не препятствовали осмотру помещений, то определять сумму налога расчетным путем (в частности, с использованием сведений об аналогичных налогоплательщиках) налоговые органы не вправе.

2. Как разъяснил Минфин РФ в письме от 24.08.2004 г. № 03-02-07/15 (см. № 39 «А-Э» за 2004 г.), заявление о возврате излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога может быть подано в срок, не превышающий трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ).

Кроме того, в рамках осуществления налогового контроля для проверки изменений, вносимых налогоплательщиком в налоговую декларацию, налоговый орган проводит налоговую про-верку.

При этом в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Таким образом, налоговый орган имеет возможность проверить правильность и обоснованность вносимых налогоплательщиком изменений в налоговую декларацию, только если со дня уплаты суммы соответствующего налога прошло не более трех лет.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru