Свежий номер: № 29 (29) – Октябрь 2020

Комментарий к изменениям главы 23 НК РФ

Статья в журнале: №30 (790) — Июль 2007 , опубликовано 01.08.2007
Тематики: НДФЛ

Изменения, внесенные в главу 23 НК РФ Федеральным законом РФ от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ, самые значительные по объему.

Прокомментируем изменения постатейно.

Налоговая база при получении доходов в натуральной форме (ст. 211 НК РФ)

Налоговая база по доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, определяется как стоимость товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

Уточнено, что с 1 января 2008 г. к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся, в частности, не только полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе, но и товары, работы, услуги, за которые налогоплательщик заплатил лишь частично.

При этом сумма частичной оплаты налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, исключается из налоговой базы.

Налоговая база при получении доходов в виде материальной выгоды (ст. 212 НК РФ)

С 1 января 2008 г. не признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае, если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, который предусмотрен п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

Соответственно, из ст. 224 НК РФ исключена норма, в которой говорилось, что такие доходы облагаются НДФЛ не по ставке 35% (как обычная материальная выгода от экономии на процентах), а по ставке 13%.

Напомним, что в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение жилья.

В настоящее время при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

С 1 января 2008 г. при расчете налоговой базы в таких случаях нужно будет брать ставку рефинансирования ЦБ РФ, установленную на дату фактического получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах, то есть на дату уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам.

Напомним, что в случаях, когда полученный заем является беспроцентным (то есть налогоплательщик вообще не уплачивает проценты по этому займу), Минфин рекомендует считать фактической датой получения дохода в виде материальной выгоды дату возврата заемных средств (письмо Минфина РФ от 02.04.2007 г. № 03-04-06-01/101).

В настоящее время п. 2 ст. 212 НК РФ содержит указание на то, что определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, осуществляется налогоплательщиком.

На этом основании суды нередко делали вывод, что фирма, выдавшая «дешевый» заем, не должна исполнять обязанности налогового агента по НФДЛ в отношении дохода налогоплательщика в виде материальной выгоды от экономии на процентах, то есть не должна исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в бюджет сумму НДФЛ с сумм такой материальной выгоды.

Однако Минфин всегда настаивал на обратном (эту тему мы поднимали в № 26 «А-Э» за 2007 г. на стр. 33).

С 1 января 2008 г. позиция Минфина по данному вопросу узаконена.

Согласно п. 2 ст. 212 НК РФ в новой редакции определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном НК РФ.

Налоговая база при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках (ст. 214.2 НК РФ)

В главу 23 НК РФ введена новая статья 214.2, согласно которой в отношении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, налоговая база определяется как превышение суммы процентов, начисленной в соответствии с условиями договора, над суммой процентов, рассчитанной по рублевым вкладам исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты, а по вкладам в иностранной валюте исходя из 9 процентов годовых, если иное не предусмотрено НК РФ (иное предусмотрено п. 27 ст. 217 НК РФ).

Этот порядок налогообложения процентов по вкладам в банках фактически применяется уже давно, однако только сейчас он четко прописан в НК РФ.

Действие данной нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Обратите внимание!

Новым абзацем п. 27 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что освобождаются от налогообложения НДФЛ проценты по рублевым вкладам, которые на дату заключения договора либо продления договора были установлены в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования ЦБ РФ, при условии, что:

– в течение периода начисления процентов размер процентов по вкладу не повышался;

– с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования ЦБ РФ, прошло не более трех лет.

Причем данная норма также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Введение данной нормы, очевидно, было продиктовано сложившейся тенденцией к снижению ставки рефинансирования.

Сейчас в результате снижения ставки рефинансирования порой оказывается, что платить НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам должны те вкладчики, которые на момент заключения договора (с учетом действовавшей в то время ставки рефинансирования) не должны были уплачивать НДФЛ с процентов.

В связи с указанными новшествами в ст. 224 НК РФ «Налоговые ставки» внесены изменения, определяющие, что в отношении процентных доходов по вкладам в банках (в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ) применяется налоговая ставка в размере 35%.

Доходы, не подлежащие налогообложению (ст. 217 НК РФ)
Суточные

На протяжении длительного периода времени было много споров насчет порядка налогообложения НДФЛ суточных за дни командировки.

Минфин всегда упорно настаивал на том, что поскольку в НК РФ не говорится о каких-либо специальных нормах суточных для целей налогообложения НДФЛ, то в целях исчисления НДФЛ можно использовать нормы расходов организаций на выплату суточных, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 г. № 93 для целей налогообложения прибыли.

Так, максимальный размер суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации в соответствии с этим постановлением составляет 100 рублей.

Редакция «А-Э» неоднократно доказывала, что позиция чиновников противоречит законодательству (см., например, стр. 6 № 13 «А-Э» за 2007 г.).

В пользу того, что постановление № 93 нельзя применять для целей налогообложения НДФЛ, неоднократно высказывались окружные суды и даже Высший Арбитражный Суд.

Но для Минфина и налоговиков регулярно проигрываемые судебные дела были недостаточно веским аргументом, чтобы признать неправомерность своих выводов.

Однако бесконечно проигрывать им, очевидно, все же надоело.

Потому что с 1 января 2008 г. в ст. 217 НК РФ впервые за всю историю существования НДФЛ появятся законно установленные нормы суточных в целях исчисления НДФЛ.

Обратите внимание!

С 1 января 2008 г. при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, не подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2 500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке.

То есть сумма суточных свыше 700 рублей (при командировке по России) и 2 500 рублей (при командировке за рубеж) с 1 января 2008 г. должна облагаться НДФЛ на законных основаниях.

Напоминаем, что фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд, найм жилого помещения (гостиницу), на оплату услуг связи в командировке, аэропортовые и комиссионные сборы, расходы на оформление служебного загранпаспорта, виз и обмен валюты к суточным не относятся, возмещаются работнику дополнительно и налогообложению НДФЛ не подлежат.

Материальная помощь

С 1 января 2008 г. освобождаются от НДФЛ не только суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством (как в настоящее время), но и налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате стихийных бедствий или других чрезвычайных обстоятельств.

Причем освобождение применяется независимо от источника выплаты.

Напомним, что в настоящее время обязательным условием для освобождения таких выплат от НДФЛ является их осуществление на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления либо иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами, а также созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, правительственными и неправительственными межгосударственными организациями.

С 1 января 2008 г. не подлежат налогообложению НДФЛ также суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам, которые являются членами семей лиц, погибших в результате террористических актов на территории Российской Федерации.

Путевки

В настоящее время соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ освобождены от НДФЛ суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, а кроме того – суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

С 1 января 2008 г. в соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ будут освобождены от НДФЛ также суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации.

Причем сейчас обязательным условием для освобождения от НДФЛ сумм оплаты путевок является их оплата за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, либо за счет средств ФСС РФ.

Столь неудачная формулировка («после уплаты налога на прибыль») приводила к тому, что на практике налоговые органы требовали облагать НДФЛ суммы компенсации стоимости путевок, если такая компенсация производилась работодателями, применяющими специальные налоговые режимы, или работодателями —
индивидуальными предпринимателями.

Теперь свой досадный промах законодатели постарались исправить, установив, что с 1 января 2008 г. не подлежат налогообложению НДФЛ суммы компенсаций стоимости путевок (в вышеперечисленных ситуациях), предоставляемые:

– за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с НК РФ не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

(как видим, опять же речь идет только о налоге на прибыль организаций, но тем не менее можно надеяться на то, что, поскольку в данной норме теперь говорится не только об организациях, но и о индивидуальных предпринимателях, налоговики не будут требовать облагать НДФЛ и суммы компенсации стоимости путевок, выданные работодателями — индивидуальными предпринимателями за счет средств, оставшихся после уплаты НДФЛ);

– за счет средств, получаемых от деятельности, в отношении которой организации (индивидуальные предприниматели) применяют специальные налоговые режимы;

– за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.

Обратите внимание!

Похоже на то, что исправив один ляп, законодатели допустили другой. Ведь средства ФСС РФ не являются бюджетными, и теперь из буквального прочтения закона следует, что с сумм стоимости путевок, компенсируемых за счет средств ФСС РФ, нужно уплачивать НДФЛ.

Законодатели также уточнили, что следует понимать под санаторно-курортными и оздоровительными организациями (сейчас статус таких учреждений определяется на основании разъяснений Минфина).

К санаторно-курортным и оздоровительным организациям относятся санатории, санатории-профилактории, профилактории, дома отдыха и базы отдыха, пансионаты, лечебно-оздоровительные комплексы, санаторные, оздоровительные и спортивные детские лагеря.

Займы и субсидии

С 1 января 2008 г. не подлежат налогообложению НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по займам (кредитам).

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Кроме того, с 1 января 2008 г. освобождены от НДФЛ суммы субсидий на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ)

Новый п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ устанавливает новый вид социального налогового вычета.

С 1 января 2008 г. налогоплательщику может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством).

Указанный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов с учетом установленного ограничения (подробно про ограничения читайте ниже – в подразделе «Размер вычетов»).

Данный вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию.

Обратите внимание!

Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

То есть в 2008 году налогоплательщик может заявить к вычету суммы уплаченных в 2007 г. пенсионных взносов.

Вычеты по расходам на лечение

В настоящее время при применении социального налогового вычета, предусмотренного п.п. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ (по расходам на лечение), учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования, заключенным им со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

С 1 января 2008 г. при применении указанного вычета налогоплательщики смогут учесть также суммы страховых взносов, уплаченных ими по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет.

Обратите внимание!

Данная норма также распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Размер вычетов

Сейчас общий размер социального налогового вычета по расходам на лечение (как самого налогоплательщика, так и его супруга, детей и родителей) не может превышать 50 000 руб. (это ограничение не касается дорогостоящих видов лечения – по ним вычет производится в полной сумме произведенных расходов).

Размер социального вычета по расходам налогоплательщика на свое обучение в настоящее время ограничен суммой 50 000 руб.

С 1 января 2008 г. ограничения по размеру каждого из перечисленных видов социального налогового вычета действовать не будут.

Вместо этого устанавливается лимит на общую сумму вычета по расходам на обучение самого налогоплательщика, на лечение (за исключением дорогостоящего) и на уплату пенсионных взносов.

Указанные вычеты предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 100 000 рублей в налоговом периоде (то есть за календарный год).

В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета (100 000 руб.).

Обратите внимание!

Социальные налоговые вычеты в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, по-прежнему производятся в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

В общий лимит вычетов (100 000 руб.) данный вычет не включается.

Социальный налоговый вычет по расходам на дорогостоящие виды лечения тоже, как и прежде, производится в полной сумме, и в 100-тысячный лимит также не входит.

Имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ)

С 1 января 2008 г. налогоплательщикам предоставлено право вместо использования имущественного налогового вычета при уступке прав требования по договору участия в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством), уменьшать сумму своих облагаемых налогом доходов от уступки права на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

Обратите внимание!

Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

С 1 января 2008 г. имущественный налоговый вычет по расходам на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них не применяется, если указанные расходы произведены за счет субсидий, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Дата фактического получения дохода (ст. 223 НК РФ)

Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

При этом специальных правил для определения даты фактического получения дохода в случаях, когда работник увольняется, в настоящее время не установлено.

С 1 января 2008 г. в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда будет считаться последний день работы, за который ему был начислен доход.

Налоговые агенты (ст. 226, 228 НК РФ)

Согласно п. 2 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислять и уплачивать НДФЛ в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ.

В настоящее время в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ самостоятельно производят физические лица исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества.

Уточнено, что физические лица должны самостоятельно исчислять НДФЛ также по суммам вознаграждений, полученных от организаций, не являющихся налоговыми агентами.

К тому же самостоятельно исчислять НДФЛ физическим лицам закон предписывает в отношении вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, не только на основе договоров гражданско-правового характера, но и на основе трудовых договоров.

Данное изменение вступает в силу с 1 января 2008 г., но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Обратите внимание!

Вышесказанное не означает, что теперь все работники по трудовым договорам должны будут сами исчислять НДФЛ со своей зарплаты.

Самостоятельно платить НДФЛ придется, например, няне, которую приняли на работу по трудовому договору физические лица в частном порядке.

У законодателя, как часто бывало, вновь возникли проблемы с построением предложений, что приводит к абсурдным выводам при буквальном прочтении фразы.

Понятно ведь, что организация, выплачивающая доходы работнику по трудовому договору, не может не признаваться налоговым агентом.

Также сомнительно, что законодатель решил освободить организации от обязанностей налогового агента в отношении выплат по гражданско-правовым договорам.

До 2008 года еще есть время.

Поэтому есть и надежда на то, что те, кому положено, разъяснят налогоплательщикам, что на самом деле хотел сказать законодатель.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату НДФЛ самостоятельно производят физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов.

Уточнено, что данная норма не распространяется на российских военнослужащих, проходящих службу за границей.

Кроме того, установлено, что с 1 января 2008 г. исчисление и уплату НДФЛ самостоятельно производят физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (новый п.п. 6 п. 1 ст. 228 НК РФ), и физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы вовсе освобождаются от НДФЛ на основании п. 18.1 ст. 217 НК РФ (новый п.п. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Налоговая база по договорам страхования (ст. 213 НК РФ)
Страхование жизни

В настоящее время п.п. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица.

С 1 января 2008 г. при определении налоговой базы по НДФЛ не будут учитываться выплаты, полученные по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров добровольного пенсионного страхования) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, при соблюдении следующих условий:

– если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком;

– и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов.

При этом суммы внесенных страховых взносов определяются как сумма внесенных страховых взносов, увеличенная на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Если вышеуказанные условия не соблюдаются, разница между указанными суммами страховых выплат и суммами внесенных страховых взносов (с учетом увеличения) учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

Среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка РФ определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка РФ.

В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных п.п. 2 п. 1 ст. 213 НК РФ (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

Добровольное пенсионное страхование

Уточнено, что выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ только в случае, если эти договоры заключены со страховыми организациями самими физическими лицами в свою пользу.

Установлен порядок определения налоговой базы при досрочном расторжении договоров добровольного пенсионного страхования.

С 1 января 2008 г. в случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев рас­торжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

При этом доход определяется за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов.

Кроме того, при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет на основании п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода.

Сумма дохода в этом случае определяется как сумма страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета страховая организация не удерживает сумму НДФЛ.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом, подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация исчисляет сумму НДФЛ, подлежащую удержанию.

Форма указанной справки будет утверждена ФНС РФ.

П. 3 ст. 213 НК РФ в настоящее время установлено, что при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей.

С 1 января 2008 г. при определении налоговой базы будут учитываться также суммы страховых взносов, которые внесены за физическое лицо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении этого физического лица.

При этом с 1 января 2008 г. в налоговую базу физического лица не включаются не только уплаченные за него суммы страховых взносов по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования (как в настоящее время), но и суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, уплаченные за налогоплательщика за счет средств организаций и индивидуальных предпринимателей.

Налоговая база по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (ст. 213.1 НК РФ)

С 1 января 2008 г. п. 2 ст. 213.1 НК РФ дополняется нормами, обусловленными появлением нового вида социального налогового вычета.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в п.п. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму НДФЛ, подлежащую удержанию.

Налоговая база по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (ст. 214.1 НК РФ)

Данная статья НК РФ с 1 января 2008 г. будет применяться при определении налоговой базы не только по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, но и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.

В перечень расходов, учитываемых при определении дохода (убытка) по операциям купли-продажи ценных бумаг, с 1 января 2008 г. включен НДФЛ, уплаченный налогоплательщиком в соответствии с п. 18.1 ст. 217 НК РФ при получении в порядке дарения акций, паев.

При реализации (погашении) инвестиционных паев, выданных управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, и полученных налогоплательщиком при внесении имущества (имущественных прав) в имущество паевого инвестиционного фонда, расходами на приобретение этих инвестиционных паев признаются документально подтвержденные расходы на приобретение имущества (имущественных прав), внесенного в имущество паевого инвестиционного фонда.

С 1 января 2008 г. изменяется порядок определения дохода (убытка) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.

Доход (убыток) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок (за исключением таких операций, заключаемых в целях снижения рисков изменения ценной бумаги) определяется как сумма доходов, полученных по совокупности операций с финансовыми инструментами срочных сделок, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков по таким операциям.

При этом доход (убыток) по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется как разница между суммами доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок (срочных сделок), включая начисленные суммы вариационной маржи и (или) премии по сделкам с опционами, за вычетом фактически произведенных налогоплатель­щиком и документально подтвержденных расходов, связанных с заключением, исполнением и с прекращением срочных сделок, включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, а также расходы, связанные с уплатой сумм вариационной маржи и (или) премии по сделкам с опционами.

К указанным расходам также относятся:

– суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;

– оплата услуг, оказываемых депозитарием;

– комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

– биржевой сбор (комиссия);

– оплата услуг регистратора;

– другие расходы, непосредственно связанные с операциями с финансовыми инструментами срочных сделок, произведенные за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.

С 1 января 2008 г. установлен конкретный срок, в течение которого налоговый агент должен перечислить в бюджет сумму НДФЛ по операциям купли-продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, удержанную им у налогоплательщика.

Удержанный у налогоплательщика налог подлежит перечислению налоговыми агентами в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или с даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru