Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении (2015)

Сотрудница работает с 05.03.2013 г., в отпуск не ходила. С 13.03.2014 г. находится в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. 30.11.2014 г. написала заявление на увольнение.

За какой период нужно насчитать компенсацию при увольнении? И должны ли вообще?

Согласно ст. 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Следовательно, работодатель обязан выплачивать данную компенсацию.

При этом, как отметил Роструд в письме от 23.06.2006 г. № 944-6, не имеет значения, получил ли работник право на ежегодный оплачиваемый отпуск или нет.

Роструд в письме от 18.12.2012 г. № 1519-6-1 подчеркнул, что отпуск, подлежащий замене денежной компенсацией при увольнении работника, рассчитывается исходя из того, что полный отпуск полагается работнику, отработавшему полный рабочий год.

Рабочий год составляет 12 полных месяцев и в отличие от календарного года исчисляется не с 1 января, а со дня поступления работника на работу к конкретному работодателю.

Данное правило было заложено более 70 лет назад в Правилах об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР от 30.04.1930 г., действующих в настоящее время в части, не противоречащей ТК РФ.

В соответствии с п. 1 Правил очередной отпуск предоставляется один раз в течение года работы работника у данного нанимателя, считая со дня поступления на работу, то есть один раз в рабочем году.

Принцип пропорциональности выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска при увольнении, в случае, когда рабочий год полностью не отработан, также закреплен в названных Правилах (п. 28 и 29).

Поскольку в ТК РФ (ст. 127) это правило напрямую не установлено, то следует руководствоваться указанными Правилами с учетом ст. 423 ТК РФ в части необходимости пропорциональности выплаты компенсации.

В случае, когда рабочий год полностью не отработан, дни отпуска, за которые должна быть выплачена компенсация, рассчитываются пропорционально отработанным месяцам.

При этом излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие не менее половины месяца, округляются до полного месяца (п. 35 Правил).

П. 28 Правил установлено, что увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полная компенсация выплачивается в размере среднего заработка за срок полного отпуска.
То есть за 28 календарных дней.

Учитывая п. 28 Правил, работникам, проработавшим у данного работодателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, выплачивается полная компенсация.

Положениям ТК РФ это не противоречит, поскольку в соответствии со ст. 121 ТК РФ время ежегодного оплачиваемого отпуска включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

При определении количества календарных дней неиспользованного отпуска, подлежащих оплате при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, округление их законодательством не предусмотрено.

В то же время организация может предусмотреть в локальном нормативном акте возможность округления до целых дней.

В этом случае, считает Минздравсоцразвития РФ, это надо делать не по правилам арифметики, а в пользу работника (письмо от 07.12.2005 г. № 4334-17).

То есть, например, если работодатель должен выплатить компенсацию работнику за неиспользованный отпуск продолжительностью 16,2 календарных дня, то в случае принятия решения об округлении дни округляются до 17 календарных дней, а не до 16 календарных дней.

В письме Роструда от 26.07.2006 г. № 1133-6 указано, что компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении определяется путем умножения среднего дневного заработка работника за расчетный период на количество не использованных за время работы в организации дней отпуска исходя из расчета 2,33 дня отпуска за 1 месяц.

Ст. 114 ТК РФ гарантирует работникам предоставление ежегодного отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка продолжительностью 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ).

Следовательно, за каждый календарный месяц года работнику полагается 2,33 дня отпуска (28 дн. / 12 месяцев).

Компенсация за второй рабочий год выплачивается пропорционально отработанному времени (письмо Роструда от 04.03.2013 г. № 164-6-1).

Ст. 121 ТК РФ установлено, что в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, включаются:

– время фактической работы;

– время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие предоставляемые работнику дни отдыха;

– время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении на прежней работе;

– период отстранения от работы работника, не прошедшего обязательный медицинский осмотр не по своей вине;

– время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, не превышающее 14 календарных дней в течение рабочего года.

В стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включаются:

– время отсутствия работника на работе без уважительных причин, в том числе вследствие его отстранения от работы в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ;

– время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.

В Вашем случае первый рабочий год для сотрудницы – с 05.03.2013 г. по 04.03.2014 г.

За этот период сотруднице положена полная компенсация за неиспользованный отпуск (за 28 календарных дней).

С 05.03.2014 г. начинается отсчет второго рабочего года.

Второй рабочий год заканчивается датой увольнения – 30.11.2014 г. (если Вы увольняете сотрудницу без соблюдения условия двухнедельного предупреждения).

Как было отмечено выше, время отпуска по уходу за ребенком не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск.

Поэтому из подсчета исключается период нахождения сотрудницы в отпуске по уходу за ребенком.

На второй рабочий год приходится 12 дней, которые составляют менее половины месяца.

Следовательно, эти дни также исключаются из подсчета.

Таким образом, Вы обязаны выплатить сотруднице компенсацию за 28 календарных дней отпуска.

Бухгалтера выбирают журнал «Академия Бизнеса» в работе
Предоставим доступ к сайту и закрытым материалам для бухгалтера
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.