Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Микропредприятия. Может быть, когда-нибудь…

Статья в журнале: №28 (838) — Июль 2008 , опубликовано 16.07.2008

Прочитала, что предприятия с численностью до 15 человек считаются микропредприятиями. Подскажите, как получить этот статус, с какого момента он будет действовать, обязательно ли его получать и какие обязанности по уплате налогов, сборов и сдаче отчетности влечет это право? Какой режим налогообложения будет предусмотрен для микропредприятий?

Укажите, пожалуйста, критерии отнесения предприятия к малым предприятиям. Наше предприятие численностью всего 2 человека, но объем выручки более 3 млн. в квартал, к каким предприятиям мы относимся?

Понятие «микропредприятие» введено Федеральным законом РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2008 г.

Согласно ст. 3 Закона № 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства – это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий.

Среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек.

Законом установлено еще одно условие: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Однако эта норма вступает в силу только с 1 января 2010 года.

Поэтому на сегодняшний день для признания предприятия средним, малым (в том числе – микро) необходимо удовлетворять двум условиям: предельная величина доли в уставном капитале и предельная величина средней численности.

Ни выручка, ни балансовая стоимость активов в расчет не берутся.

Закон № 209-ФЗ не содержит требований о подтверждении статуса среднего, малого и микропредприятия.

Но ст. 8 Закона предписывает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, вести реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки.

В реестрах в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства должны содержаться следующие сведения:

1) наименование органа, предоставившего поддержку;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

5) срок оказания поддержки;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;

8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

То есть если предприятие обратилось за поддержкой, информация о нем будет храниться в реестре в течение трех лет с даты окончания срока оказания поддержки.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Закон № 209-ФЗ не предусматривает налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства.

Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом.

На сегодняшний день специальных налоговых льгот для микропредприятий не существует.

Применение специальных налоговых режимов не соотносится напрямую со статусом предприятия.

В соответствии со ст. 7 Закона № 209-ФЗ в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего Федерального закона меры.

То есть все вышеперечисленное – не априори. Указанные меры могут предусматриваться.

Сроков для принятия мер не установлено. Может быть, когда-нибудь…

А пока, чтобы быть во всеоружии к вдруг принятым мерам, нужно правильно считать численность.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

В настоящее время расчет средней численности работников малых предприятий можно осуществлять по правилам, установленными Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденными постановлением Росстата от 14.01.2008 г. № 3.

Форму федерального государственного статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» представляют коммерческие организации, являющиеся малыми предприятиями в соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности. Данные предприятия представляют форму № ПМ на общих основаниях.

Обратите внимание!

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также микропредприятия форму федерального государственного статистического наблюдения № ПМ не представляют.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru