Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Налог на имущество физических лиц. Обидно, но законно

Статья в журнале: №50 (860) — Декабрь 2008 , опубликовано 17.12.2008

1. Как понимать п. 5 ст. 5 Закона о налоге на имущество физических лиц: «По новым строениям, помещениям и сооружениям налог на имущество физических лиц уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением». Эта дата считается от приемки объекта комиссией архитектуры или после регистрации в юстиции? С какого периода исчисляется налог в моем случае, если Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией – май 2005 года. Свидетельство о государственной регистрации права собственности – апрель 2006 года. Начало эксплуатации объекта в предпринимательской деятельности – май 2006 года.

2. На основании какого документа налоговая ежегодно увеличивает оценочную стоимость имущества? Налоговая база по объектам растет примерно на 25% годовых, а ставки налога на имущество как были приняты в 2005 году, так и не менялись. Стоимость до 500 тыс. руб. – 0,3%, а стоимость – более 500 тыс. руб. – 2%. Разница по налогу получается в 10 раз больше. Очень обидно!

3. Могу ли я как индивидуальный предприниматель (на общей системе налогообложения) платежи по налогу на имущество физических лиц со строений, используемых в предпринимательской деятельности, включать в расходы при расчете НДФЛ и ЕСН?

В соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации (ст. 131 ГК РФ).

Ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегист­рированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).

Таким образом, несмотря на то, что п. 5 ст. 5 Закона № 2003-1 определено, что по новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением, объектом налогообложения налогом на имущество физических лиц будет признаваться имущество, на которое имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности.

При этом при наличии свидетельства о госрегистрации права собственности налог на имущество подлежит уплате независимо от того, эксплуатируется объект недвижимого имущества или нет.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Конкретные ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

При этом представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

МНС РФ в Инструкции от 02.11.1999 г. № 54 по применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» разъяснило, что налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объектов, определяемая органами технической инвентаризации.

Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Суммарная инвентаризационная стоимость – это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (ст. 5 Закона № 2003-1).

Таким образом, данные об инвентаризационной стоимости налоговики получают от органов госрегистрации и органов технической инвентаризации (БТИ), осуществляющих оценку строений, помещений и сооружений.

Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности установлен приказом Минархитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 г. № 87.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 г. № 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 г. № 14-Д, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами региональной исполнительной власти.

На территории Свердловской области Правительством Свердловской области ежегодно утверждается поправочный коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, находящегося в собственности физических лиц, для целей налогообложения и проведения переоценки, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 06.09.1996 г. № 753-п.

Такой коэффициент определяется к инвентаризационной стоимости, рассчитанной в ценах 1984 года.

Год

Коэффициент пересчета инвентаризационной стоимости

 
Основание

для объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц индивидуальных жилых домов, квартир в многоквартирных жилых домах, пристроек и надстроек к индивидуальным жилым домам, дач и садовых домиков, мест стоянки в гаражах, гаражей и гаражных боксов, надворных хозяйственных построек, а также хозяйственных построек на дачных участках и участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства (в том числе сараев и бань)

для иных объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц

1
2
3
4
2009
45,9
47,3

Постановление Правительства Свердловской области от 19.11.2008 г. № 1228-ПП

2008
37,2
38,4

Постановление Правительства Свердловской области от 21.12.2007 г. № 1322-ПП

2007
31
32

Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2006 г. № 1136-ПП

2006
27,4
28,3

Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2005 г. № 1175-ПП

2005
24,6
25,4

Постановление Правительства Свердловской области от 20.12.2004 г. № 1142-ПП

2004
21,8
22,5

Постановление Правительства Свердловской области от 23.12.2003 г. № 842-ПП

2003
19,0
19,6

Постановление Правительства Свердловской области от 11.12.2002 г. № 1402-ПП

2002
16,52
16,99

Постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2001 г. № 871-ПП

2001
14,1
14,5

Постановление Правительства Свердловской области от 26.03.2001 г. № 197-ПП

2000
7,82
12,3

Постановление Правительства Свердловской области от 27.01.2000 г. № 66-ПП

1999
7,82
12,3

Постановление Правительства Свердловской области от 05.02.1999 г. № 126-п

1998

7820
(без учета деноминации, произведенной с 1 января 1998 года)

Постановление Правительства Свердловской области от 14.01.1998 г. № 33-п

1997

7820
(без учета деноминации, произведенной с 1 января 1998 года)

Постановление Правительства Свердловской области от 20.02.1997 г. № 142-п

 

В соответствии с п. 10 Инструкции МНС РФ № 54 если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

В Вашем городе ставки налога установлены от типа использования помещений, строений, сооружений.

Согласно Решению Серовской городской Думы от 27.10.2005 г. № 70 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования:

по жилым помещениям, строениям, сооружениям

Стоимость имущества
Ставка налога (%)
До 300 тыс. руб.
0,05
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
0,2
Свыше 500 тыс. руб.
0,4
 

по нежилым помещениям, строениям, сооружениям, а также помещениям, строениям, сооружениям, используемым для производственно-хозяйственной деятельности и (или) в коммерческих целях

Стоимость имущества
Ставка налога (%)
До 300 тыс. руб.
0,1
От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.
0,3
Свыше 500 тыс. руб.
2
 

Данные ставки действуют с 1 января 2006 года.

Местным органам самоуправления ст. 3 Закона № 2003-1 предоставлено право устанавливать ставки налога на имущество суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 тыс. рублей в пределах от 0,3 до 2,0 процентов.

Если Ваша Дума установила максимальную ставку налога, то вопрос не к нам, а к Вашим депутатам.

В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций».

При этом суммы налога на имущество физических лиц, уплаченного индивидуальным предпринимателем, принимаются к вычету в том случае, если это имущество, являющееся объектом налогообложения в соответствии со статьями главы «Налог на имущество физических лиц» (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.

То есть Вы не можете включить в расходы сумму налога на имущество физических лиц, уплаченную за личное имущество, не используемое в предпринимательской деятельности.

Сумма налога на имущество физических лиц за имущество, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, относится к прочим расходам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного приказом Минфина РФ и МНС РФ от 13.08.2002 г. № 86н/БГ-3-04/430).

Индивидуальный предприниматель является налогоплательщиком единого социального налога по двум основаниям: как производящий выплаты физическим лицам, и как самостоятельный плательщик ЕСН.

Во втором случае объектом налогообложения по ЕСН признаются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ).

ФНС РФ в письме от 23.07.2008 г. № 3-5-04/305@ сообщила, что при этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.

То есть в порядке, аналогичном применяемому для целей НДФЛ.

Следовательно, сумму налога на имущество физических лиц за имущество, используемое в предпринимательской деятельности, Вы вправе принять к вычету при определении налоговой базы по ЕСН.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru