Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Налог на прибыль организаций. Комментарий к изменениям

Статья в журнале: №33 (843) — Август 2008 , опубликовано 20.08.2008
Окончание. Начало в №№ 31, 32 «А-Э»
 

В № 31 и 32 были прокомментированы изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом РФ от 22.07.2008 г. № 158-ФЗ.

В этом номере, заканчивая комментарий, подробно рассмотрим, как будут применяться с 2009 г. специальные коэффициенты при исчислении амортизации.

Применение специальных коэффициентов к норме амортизации
Договоры лизинга

Как в настоящее время, так и после 1 января 2009 г. в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики, у которых данные основные средства должны учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3.

Сейчас применять такой специальный коэффициент нельзя в отношении «лизинговых» основных средств, относящихся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

С 1 января 2009 г. специальный коэффициент не применяется к «лизинговым» основным средствам, относящимся к первой-третьей амортизационным группам, независимо от того, какой метод амортизации (линейный или нелинейный) применяет налогоплательщик.

Если основное средство куплено до 2009 г.

Как применять «обновленные» специальные коэффициенты к норме амортизации в отношении тех основных средств, которые будут приобретены в 2009 году, – понятно.

Например, в 2009 году куплен дорогой (стоимостью свыше 600 000 руб.) автомобиль.

Так как дорогие автомобили и микроавтобусы (стоимостью свыше 600 000 и 800 000 руб. соответственно) с 1 января 2009 г. будет амортизироваться без понижающего коэффициента 0,5 (который обязательно применять в отношении указанных основных средств сейчас), то приобретенный в 2009 году дорогой автомобиль нужно будет амортизировать без применения понижающего коэффициента 0,5.

А если покупка дорогого автомобиля состоялась до 2009 г., и при его амортизации до 2009 г. уже применялись пониженные коэффициенты?

В этом случае вопрос о применении специальных коэффициентов может стать предметом разногласий между налогоплательщиком и проверяющими.

Строго говоря, раз с 2009 г. обязанность применять понижающий коэффициент при амортизации дорогих автомобилей в НК РФ не прописана, то применять такой коэффициент не нужно, как по вновь приобретенным в 2009 году автомобилям, так и по тем машинам, амортизация которых начата до 2009 г.

Однако есть вероятность, что налоговики не согласятся с таким подходом.

В аналогичной ситуации, когда с 1 января 2008 г. был увеличен лимит стоимости автомобилей, при амортизации которых следует применять пониженный коэффициент 0,5, Минфин выражал мнение, что по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, приобретенным до 1 января 2008 г. и имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 руб. и 400 000 руб., после 1 января 2008 г. основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5, несмотря на то, что с 1 января 2008 г. НК РФ предписывает применять коэффициент 0,5 только в отношении тех легковых автомобилей и микроавтобусов, чья первоначальная стоимость составляет 600 000 и 800 000 рублей соответственно.

То есть фактически чиновники предлагали применять устаревшие нормы НК РФ в отношении тех автомобилей, которые были куплены во время действия этих норм.

Не исключено, что так будет и в этот раз, и чиновники попытаются заставить налогоплательщиков, начавших до 2009 года амортизацию дорогих автомобилей с понижающим коэффициентом, продолжать амортизировать их с применением понижающего коэффициента и после 2009 г.

Аналогичная проблема может возникнуть и с применением повышающих коэффициентов по лизинговому имуществу, входящему в 1-3 амортизационные группы.

Повторим, те налогоплательщики, которые амортизировали такое имущество нелинейным методом, и сейчас не вправе применять при его амортизации повышающие коэффициенты.

А вот тем, кто применял линейный метод и начислял амортизацию по лизинговому имуществу, входящему в 1-3 амортизационные группы, с применением повышающего коэффициента (но не выше 3), с 2009 г. придется отказаться от этих коэффициентов, так как НК РФ будет прямо запрещать применение повышающих коэффициентов к лизинговому имуществу, входящему в 1-3 амортизационные группы.

Минфин еще не выражал свою позицию по этим «переходным» проблемам.

Но, надеемся, что до 2009 г. мнение чиновников станет достоянием общественности.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru