Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Налогообложение целевых поступлений бюджетных учреждений

Статья в журнале: №16 (826) — Апрель 2008 , опубликовано 23.04.2008

Государственное учреждение социального обслуживания населения является бюджетным учреждением и полностью финансируется из областного бюджета. Предпринимательской деятельностью не занимается.

С разрешения Минфина открыт внебюджетный счет, на который поступают благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц (за 2007 год 25 000 рублей), оплата питания сотрудников в столовой центра (36 000 рублей) и целевые средства на питание в летнюю оздоровительную кампанию из ФСС РФ (224 000 рублей).

Сотрудники вносят предоплату за обеды, есть положение о питании сотрудников в центре, питание закреплено в трудовом договоре, так как учреждение имеет закрытый характер, и у сотрудников нет возможности оставить детей без присмотра в обеденный перерыв. Стоимость обеда не включает никаких наценок – компенсируется только стоимость закупленных продуктов питания.

Имеет ли учреждение право на предоставление льготы по налогообложению по НДС и налогу на прибыль по указанным источникам дохода, и как правильно заполнить декларации:

а) по налогу на прибыль: нужно ли заполнять раздел 00212 листа 7 «Отчет о целевом использовании имущества, средств, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений…» по коду 140 на общую сумму 285 000 рублей?

б) по НДС: нужно ли заполнять раздел 9 «Операции, не подлежащие налогообложению» по коду 1010232 «Реализация продуктов питания…» на сумму 36 000 рублей (питание сотрудников центра); по коду 1010288 «Передача товаров, работ, услуг в рамках благотворительной деятельности…» на сумму 25 000 рублей (полученная нами благотворительная помощь); по коду 1010295 «Услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций …» на сумму 224 000 рублей (полученные из ФСС РФ средства на оплату стоимости питания детей в летнем оздоровительном лагере)?

Налог на прибыль организаций

Согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

При этом иными источниками — доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.

В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).

К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций (к которым относятся бюджетные учреждения) и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности:

пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ;

– суммы финансирования из бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

– средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.

Исходя из этой нормы в Вашей ситуации не будут учитываться при определении налоговой базы:

– пожертвования;

– целевые средства, полученные из ФСС РФ.

Ст. 251 НК РФ конкретизировано, что не учитываются в целях налогообложения прибыли пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством.

Ст. 582 Гражданского кодекса РФ признает пожертвованием дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия.

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Поскольку в ст. 251 НК РФ использовано понятие «пожертвование», и ничто иное, то во избежание недоразумений с налоговыми органами юридические и физические лица, осуществляющие перечисление денежных средств на счет Вашего учреждения, в назначении платежа должны указывать именно «пожертвование», а не «благотворительный взнос», не различная «помощь» и т.п.

Согласно Порядку заполнения Листа 07 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» составляют налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ.

При этом в Отчет не включаются средства, выделенные бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Исходя из видов полученных организацией средств целевого назначения, организация выбирает соответствующие им наименования и коды из приведенной в Приложении № 2 к Порядку таблицы и переносит, соответственно, в графы 2 и 3 отчета.

Полученные Вашим учреждением средства являются целевыми и имеют коды: 140 – пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом РФ, 170 – суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, Вы должны заполнять Лист 07 декларации с указанием кодов вида поступлений 140 (на сумму 25 000 руб.) и 170 (на сумму 224 000 руб.).

Суммы возмещения сотрудниками учреждения стоимости продуктов питания не являются целевыми поступлениями, не поименованы в закрытом перечне доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поэтому они включаются в налоговую базу в составе доходов от реализации.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ).

Поскольку Ваше учреждение в отношениях с юридическими и физическими лицами — пожертвователями и ФСС РФ является не передающей, а получающей стороной, объекта налогообложения НДС у учреждения не возникает, следовательно, не нужно заполнять раздел 9 декларации по НДС.

Иная ситуация с питанием сотрудников учреждения.

В этом случае учреждение осуществляет реализацию блюд сотрудникам.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (код операции, не подлежащей налогообложению, 1010232).

Тип Вашего учреждения не поименован в п.п. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Поэтому указанная льгота на Ваше учреждение не распространяется.

Следовательно, реализация питания сотрудникам учреждения подлежит налогообложению НДС на общих основаниях.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru