Свежий номер: № 2 (39) – Январь 2021

Налогоплательщики ЕНВД должны повторно вставать на налоговый учет по месту осуществления деятельности

Статья в журнале: №10 (670) — Март 2005 , опубликовано 16.03.2005
Тематики: ЕНВД

О постановке на учет плательщиков ЕНВД по месту осуществления деятельности

Письмо Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 21 января 2005 г. № ШС-6-09/35

В 2004 году на страницах «А-Э» неоднократно освещался вопрос об обязанности налогоплательщиков ЕНВД встать на учет в нескольких налоговых органах одного субъекта Российской Федерации в случае осуществления предпринимательской деятельности в разных муниципальных образованиях одного и того же субъекта Российской Федерации.

Неоднозначность регулирующей данный вопрос нормы п. 2 ст. 346.28 НК РФ привела к тому, что МНС РФ и Минфин РФ в своих разъяснениях занимали совершенно противоположные позиции, в результате чего и налогоплательщики, и налоговые инспекторы затруднялись при решении вопроса о необходимости постановки на учет.

Наконец, сейчас ФНС РФ и Минфин РФ смогли прийти к соглашению по данному вопросу.

Данным письмом Федеральная налоговая служба РФ направила для использования в работе копию запроса ФНС РФ от 09.12.2004 г. № 09-4-02/4866 по вопросу отличия позиции Минфина РФ от позиции ФНС РФ по порядку постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности и копию ответа Минфина РФ от 27.12.2004 г. № 03-06-05-02/25.

Позиция ФНС РФ

В своем запросе ФНС РФ сообщает, что позиция ФНС РФ по вопросу постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД разъясняется письмом МНС РФ от 10.04.2003 г. № ММ-6-09/421 «О порядке постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности».

В соответствии с данным письмом организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе имеющие разъездной характер, на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен ЕНВД, и не состоящие на учете в налоговых органах данного субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, обязаны встать на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления такой деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности, независимо от того, состоят налогоплательщики на учете по каким-либо основаниям в другом налоговом органе или других налоговых органах на территории данного субъекта Российской Федерации или на территории другого субъекта Российской Федерации.

Для налогоплательщиков ЕНВД, осуществляющих указанные виды предпринимательской деятельности на территории, подведомственной налоговому органу, в котором они уже состоят на учете по любому иному основанию, установленному НК РФ, обязанность постановки на учет в данном налоговом органе не предусмотрена.

ФНС РФ отмечает, что постановка на учет только в одном налоговом органе субъекта Российской Федерации при осуществлении деятельности на территории нескольких муниципальных образований (районов) одного и того же субъекта Российской Федерации не позволяет реализовать положения Бюджетного кодекса РФ в части установленного им порядка зачисления доходов от уплаты ЕНВД в соответствующие местные бюджеты (различные ОКАТО).

Кроме того, ФНС РФ приводит в поддержку своей позиции следующие доводы, основанные на грядущих изменениях законодательства.

С 1 января 2006 года вступает в силу п. 7 ст. 2 Федерального закона РФ от 29.07.2004 № 95-ФЗ, которым вносятся поправки в главу 26.3 НК РФ, в том числе устанавливающие обязанность налогоплательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе каждого муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых ими осуществляется предпринимательская деятельность.

Кроме того, с 1 января 2006 года вступает в силу п. 4 ст. 65 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которым территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, а также пункты 16 и 18-22 Федерального закона РФ от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ, устанавливающие новый порядок зачисления доходов от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

Принимая во внимание указанные выше изменения законодательства Российской Федерации и учитывая действующую в настоящее время организационную структуру ФНС РФ (большинство действующих территориальных налоговых органов являются органами межрайонного (межмуниципального) уровня), постановка на учет налогоплательщиков ЕНВД в каждом объекте административно-территориального деления (муниципальном образовании) не представляется технически возможной.

С учетом вышеизложенных доводов ФНС РФ просит Минфин РФ подтвердить правомерность осуществления налоговыми органами постановки на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиков ЕНВД, не состоящих по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, на учете в налоговых органах субъекта Российской Федерации, на территории которых они осуществляют виды предпринимательской деятельности, либо сообщить механизм реализации вышеуказанных изменений в законодательстве Российской Федерации.

Позиция Минфина РФ

Минфин РФ в ответе на запрос ФНС РФ сообщил, что данные им ранее разъяснения о постановке налогоплательщиков ЕНВД на учет в налоговых органах в случае осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой данным налогом, в разных муниципальных образованиях одного и того же субъекта Российской Федерации соответствуют нормам п. 2 ст. 346.28 НК РФ.

Минфин РФ обратил внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 20.08.2004 г. № 120-ФЗ с 1 января 2006 года налоговые доходы от единого налога подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по нормативу 90 процентов.

В этой связи Минфином РФ в рамках подготовки проекта Федерального закона о внесении изменений и дополнений в главу 26.3 НК РФ предложено изменить порядок постановки налогоплательщиков единого налога на налоговый учет, имея в виду их регистрацию в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Учитывая изложенное, а также то, что порядком постановки на учет налогоплательщиков единого налога в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности, приведенным в письме МНС РФ от 10.04.2003 г. № ММ-6-09/421, руководствовалось большинство налогоплательщиков, Минфин РФ считает возможным сохранить его на 2005 год.

Таким образом, Минфин РФ дал несколько туманный и противоречивый ответ.

С одной стороны, Минфин РФ отметил, что его предыдущие письма по данному вопросу соответствуют законодательству.

А с другой стороны, одновременно сделал вывод, что порядок постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД, предложенный ФНС РФ (ранее – МНС РФ), подлежит применению.

Таким образом, Минфин РФ согласился с позицией, которую занимает ФНС РФ (МНС РФ), то есть налогоплательщики обязаны повторно вставать на учет в налоговых органах одного и того же субъекта Российской Федерации по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru