Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Налоговые проверки. Одуматься, раскаяться и сдаться…

Статья в журнале: №43 (853) — Октябрь 2008 , опубликовано 29.10.2008

(Приказ ФНС РФ от 14.10.2008 г. № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»)

Именно к этим трем действиям призывает налогоплательщиков ФНС РФ.

Двенадцатый критерий. Бойтесь данайцев, дары приносящих…

В 2007 году ФНС РФ издала приказ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@, которым утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок.

На основе Концепции были подготовлены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговики тогда насчитали 11 критериев, по которым налогоплательщики могли самостоятельно оценить риски (опубликовано в № 22 «А-Э» за 2007 год).

По прошествии года чиновники «обнаружили» еще один – двенадцатый – критерий оценки рисков и заодно оформили Общедоступные критерии в виде приложения непосредственно к приказу.

Кроме того, значения критериев 1 «Налоговая нагрузка» и 11 «Отклонение уровня рентабельности» были приведены по данным 2006 года.

Теперь значение этих критериев приведено также по данным 2007 года.

Рассмотрим, например, критерий 1 «Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)».

Налоговая нагрузка по данному критерию рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

По оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования значение критерия по 2007 году – 3,9%, по 2006 году – 3,8%.

А по гостиницам и ресторанам значение критерия значительно увеличилось: с 10,7 до 16,3%.

Аналогичное увеличение значения по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг: с 18,2% до 29,5%.

Двенадцатый критерий

Новый 12 критерий «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

По мнению налоговиков, ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском означает направленность на получение необоснованной налоговой выгоды.

Напомним, что оценке обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды было посвящено постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53.

Судьи отмечали, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом следует учитывать, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.

О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:

– невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

– отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;

– учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

– совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.

Налоговики пошли значительно дальше ВАС РФ, и характеризуя свой 12 критерий, определили наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендовано исследовать 6 следующих признаков:

1) отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;

2) отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

3) отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

4) отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

5) отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;

6) отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Однако основных признаков налоговикам недостаточно, и они привели еще перечень дополнительных признаков.

Дополнительно, по мнению чиновников, повышают основные риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

1) контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

2) наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

3) отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

4) приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);

5) отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

6) выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;

7) существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, заботливо предупреждает ФНС налогоплательщиков, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

Но все вышеизложенное – еще цветочки.

Ягодки, то есть самое интересное, следуют после описания признаков риска.

Налоговики предлагают налогоплательщикам одуматься, раскаяться и… сдаться. Со всеми потрохами.

Итак, налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по двенадцатому пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

1) исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;

2) уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков (уточнении налоговых обязательств), для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Для этого налогоплательщикам настоятельно советуют подать в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненные налоговые декларации по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.

А чтобы точно идентифицировать цель подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку.

При этом не надо ничего придумывать. Сдаваться предлагается с комфортом и экономией времени.

Форму Пояснительной записки ФНС утвердила как приложение к приказу.

Это нельзя пересказывать. Можно читать только в оригинале.

«__» ___________ 20   г.
№ ______________

Пояснительная записка к уточненной (уточненным)
налоговой декларации (налоговым декларациям)

(налогоплательщик)

ИНН _________________ КПП __________________

Представленной (представленным) в связи с выявлением фактов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Настоящим сообщаю, что за период с «__» __________ по «__» ____________ организация осуществляла (фактический вид деятельности)

При самостоятельной оценке рисков установлены факты недостаточных документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе некоторых контрагентов по ряду сделок, осуществленных нашей организацией за вышеуказанный период.

С целью исключения налоговых рисков, в части возможности квалификации налоговыми органами таких операций, как соответствующих (идентичных, аналогичных по своему содержанию) способам ведения деятельности с высоким налоговым риском, размещенным на сайте ФНС России, (наименование налогоплательщика), проведен перерасчет налоговых обязательств с учетом выявленных фактов и представлена(ы) следующая(ие) уточненная(ые) налоговая(ые) декларация(и):

№ п.п.
Наименование налога (сбора)
Отчетный период
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принимая во внимание, что данные факты не носят системного характера и не связаны с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду, а также то, что (наименование налогоплательщика) иные способы, соответствующие информации, размещенной на сайте ФНС России, не применялись, прошу учесть добровольно предпринятые меры по снижению налоговых рисков, при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Руководитель организации

В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.

Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленную вместе с ними Пояснительную записку, обещает провести не выездную, а камеральную налоговую проверку.

При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленной к ним Пояснительной запиской дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.

При этом факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по п. 12 Критериев налоговые органы будут учитывать в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.

В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС РФ.

Интересная плата за раскаяние, не правда ли?

Если учесть, что в НК РФ ничего подобного в отношении выездных проверок не написано.

И чиновники, получив «покаянную» и тут же выехав к налогоплательщику с проверкой, всегда могут сослаться на Налоговый кодекс, исключительно в рамках которого они, мол, и действуют.

Так что двенадцатый критерий как тринадцатый апостол.

Красиво, заманчиво, но опасно.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru