Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Налоговый кодекс

Статья в журнале: №48 (858) — Ноябрь 2008 , опубликовано 03.12.2008

(Федеральный закон РФ от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

Закон внес изменения в часть первую НК РФ, в главы 21, 23, 25, 26.2, 26.3 НК РФ.

Большинство изменений вступает в силу с 1 января 2009 года.

Однако есть ряд важных нововведений, которые имеют «антикризисный» характер и вводятся в действие «задним числом».

Поскольку изменения достаточно объемные, комментарий к Закону будет опубликован в нескольких номерах журнала.

В этом номере «А-Э» Вы прочитаете о самых срочных и «антикризисных» изменениях по разным налогам, а также постатейный комментарий к изменениям, внесенным в главу 21 НК РФ.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

«Авансовая» помощь. С опозданием на месяц

В условиях кризиса законодатели попытались помочь организациям, которые уплачивают квартальные авансовые платежи с ежемесячными авансовыми платежами в течение отчетного периода.

Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).

При этом если по результатам четвертого квартала организация предполагает образование убытка, она все равно должна уплачивать ежемесячные авансовые платежи.

Не платить авансовые платежи в течение IV квартала организация может только в случае, если сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимаемая равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, отрицательна или равна нулю.

Если же рассчитанная сумма ежемесячного авансового платежа получится положительной, то организация обязана уплачивать авансовые платежи в IV квартале 2008 года, несмотря на то, что однозначно предполагается убыток и, соответственно, возникновение переплаты по налогу на прибыль.

Именно для таких случаев законодатели установили специальную норму, разрешив налогоплательщикам, уплачивающим ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за четвертый квартал 2008 года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале 2008 года, исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Авансовый платеж за ноябрь подлежит уплате 28 ноября 2008 г.

Закон принят 26 ноября, вступил в силу с 27 ноября 2008 года – со дня официального опубликования Закона.

Однозначно налогоплательщики в ноябре не смогли воспользоваться «антикризисной» мерой.

Авансовый платеж за декабрь подлежит уплате 29 декабря 2008 г.

Организация вправе рассчитать авансовый платеж за декабрь исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания ноября 2008 года.

При этом учитывается сумма авансовых платежей, начисленных за январь-ноябрь 2008 года.

Обратите внимание!

Минфин РФ в письме от 27.11.2008 г. № 03-00-08/40 отметил, что срок уплаты налога на прибыль организаций, исчисленного за налоговый период (календарный год), остается прежним независимо от применяемого налогоплательщиком порядка исчисления авансовых платежей, то есть не позднее 30 марта 2009 года.

Для того, чтобы воспользоваться таким правом, организация должна соблюсти два условия:

– отразить в учетной политике организации изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль;

уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа.

Уведомить налоговиков необходимо и в том случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Проценты по долговым обязательствам

В качестве очередной антикризисной меры законодатели приостановили действие абзаца четвертого п. 1 ст. 269 НК РФ до 31 декабря 2009 года.

Напомним, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, включаются в состав внереализационных расходов (п.п. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).

При этом указанные расходы определяются по правилам ст. 269 НК РФ.

То есть чем большую сумму расходов в виде процентов организация может учесть в составе внереализационных расходов, тем меньше будет налогооблагаемая база.

Однако при определении налоговой базы расходы в виде процентов учитываются в предельном размере.

Если у организации есть долговые обязательства (кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления), выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения, то есть на сопоставимых условиях выданные в том же квартале (месяце – для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли), то предельная величина процентов, признаваемая расходом, по выбору налогоплательщика принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте, либо исходя из среднего уровня процентов.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, учитываемых в составе расходов, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Именно положение о расчете процентов исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ приостановлено до конца 2009 года.

Взамен данной нормы будет применяться следующее правило.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,5 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам – по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Обратите внимание!

Организации, у которых есть сопоставимые долговые обязательства, выданные в том же квартале (месяце – для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях, проценты, признаваемые в расходах, рассчитывают только исходя из среднего уровня процентов.

Рассчитывать предельную величину процентов по сопоставимым обязательствам исходя из ставки рефинансирования организации не вправе.

Данная норма временная и действует с 1 сентября 2008 года до 31 декабря 2009 года.

Поскольку норма введена «задним числом», налогоплательщикам необходимо произвести перерасчет своих налоговых обязательств.

Ставки налога

В настоящее время ставка налога на прибыль организаций составляет 24 процента.

При этом:

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

– сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

С 1 января 2009 года ставка налога будет составлять 20 процентов.

Снижение ставки произойдет за счет уменьшения налоговой ставки, по которой исчисляется сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, – с 6,5% до 2,5%.

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Имущественный налоговый вычет

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

При этом общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 1 000 000 рублей без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

С 1 января 2009 года общий размер данного имущественного налогового вычета увеличивается вдвое и составляет 2 000 000 рублей.

Указанная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

То есть претендовать на удвоенный вычет могут и те, кто приобрел жилье в 2008 году.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД

Аптечным сетям дали два года на право применения ЕНВД

Федеральным законом РФ от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ в ст. 346.26 НК РФ было внесено дополнение, согласно которому с 1 января 2009 года на уплату ЕНВД не переводятсяорганизации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, превышает 100 человек, а также организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

При этом в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом, данное ограничение начнет действовать с 1 января 2010 года.

Ограничение распространяется на среднесписочную численность работников всей организации (всех работников индивидуального предпринимателя), работающих во всех сферах деятельности, а не только в тех, которые переведены на уплату ЕНВД.

Законодатели решили поддержать аптечные учреждения и ст. 5 Закона № 224-ФЗ установили, что вышеуказанные ограничения на применение ЕНВД будут действовать в отношении аптечных учреждений начиная с 1 января 2011 года.

То есть в течение двух лет – в 2009 и в 2010 годах – аптечные учреждения независимо от среднесписочной численности работников (что очень актуально для аптечных сетей) и размера доли участия других организаций в уставном капитале организации вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД.

При этом данная льгота применяется в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.06.1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

Согласно ст. 4 указанного Закона аптечным учреждением признается организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Ставки налога

Согласно ст. 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка по налогу при УСН устанавливается в размере 6 процентов.

В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

Законодатели дали право субъектам РФ устанавливать по объекту налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, дифференцированные налоговые ставки в переделах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Может быть, для поддержки каких-нибудь социально значимых бизнесов Свердловская областная Дума и воспользуется этим правом.

Хотя верится в такое с трудом.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru