Свежий номер: № 23 (60) – Июнь 2021

Нелицензированные перевозки лежачих больных. Возможно ли ЕНВД

Статья в журнале: №17-18 (977) — Апрель 2011 , опубликовано 10.05.2011
Тематики: ЕНВД

По какой системе налогообложения можно и нужно будет отчитываться и к какому виду деятельности будет относиться перевозка пассажиров (а именно, перевозка лежачих больных без оказания медицинской помощи). Перевозка будет осуществляться на машине медицинской помощи, т.е. не на спецмашине скорой помощи (лицензия не требуется). Машина будет зарегистрирована на ООО. Слышала, что можно применять и УСН, и ЕНВД.

В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

ФНС РФ в письме от 23.08.2010 г. № ШС-17-3/1040 разъяснила, что под указанным видом предпринимательской деятельности следует понимать деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки (глава 40 ГК РФ).

Согласно ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

В письме от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 Минфин РФ указал, что к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов относятся платные услуги, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 по кодам 021520, 021521, 021522, 021523, 021525, 021526, 021527, 021530, 021532, 021533, 021535, 021537, 021538, 021540, 021542, 021543, 021545, 021547, 021548, 021550, 021552, 021553 и коду подгруппы 022500.

В частности, по коду 021550 ОКУН классифицируется перевозка пассажиров легковыми автомобилями (кроме таксомоторных) в городском и пригородном сообщении.

Следовательно, с одной стороны, указанная Вами деятельность может быть переведена на уплату ЕНВД.

В то же время согласно п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Определение понятия «пассажир» содержится в ст. 2 Феде­рального закона РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Пассажир – это физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира.

В соответствии со ст. 5 Устава перевозки пассажиров подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 27 Устава).

Договор фрахтования должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;

7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

Исходя из изложенного, в Вашей ситуации будет осуществляться перевозка пассажиров по заказу, то есть по договору фрахтования.

И здесь-то начинается самое интересное.

Понятие «фрахтование» встречается и в главе 34 «Аренда» ГК РФ, и в главе 40 «Перевозка» ГК РФ.

Согласно ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Ст. 787 ГК РФ установлено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

По мнению ФНС РФ, учитывая то обстоятельство, что договором аренды (фрахтования на время) на налогоплательщика-арендодателя не возлагаются обязанности по оказанию от своего имени услуг, связанных с перевозкой пассажиров и грузов, осуществляемая им предпринимательская деятельность по передаче во временное владение и (или) пользование транспортных средств с экипажем не может рассматриваться для целей ЕНВД в качестве предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг.

Налогообложение результатов от занятия такой деятельностью осуществляется в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ (письмо от 23.08.2010 г. № ШС-17-3/1040).

Аналогично рассуждал и Минфин РФ в письмах от 10.07.2007 г. № 03-11-05/147, от 20.07.2010 г. № 03-11-11/204.

Правда, финансовое ведомство сделало одну оговорку: налоговые органы в ходе проведения мероприятий налогового контроля вправе проверять фактический характер осуществляемой налогоплательщиком предпринимательской деятельности на предмет ее соответствия заключенным договорам о предоставлении в аренду автотранспортных средств с экипажем.

То есть, как решат налоговики, так и будет.

В то же время в ряде писем у Минфина – иная позиция.

Предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и переведена на уплату ЕНВД, так как в данном случае услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем (письмо от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154).

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) аренда грузовиков с водителем или оператором относится к деятельности по обеспечению грузовых перевозок автомобильным транспортом (код 6023), а деятельность по фрахту пассажирских транспортных средств на договорных началах относится к деятельности пассажирского автомобильного транспорта, не подчиняющегося расписанию (код 6022).

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, владельцы автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, предоставляющие их юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по управлению, заключенным в соответствии со ст. 632 ГК РФ, могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход (письмо от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33).

Как видим, Минфин никак не может определиться: то «да», то «нет».

Нет согласия и у судов.

Поэтому безопаснее Вам узнать мнение своей налоговой инспекции по данному вопросу.

Редакция считает, что хотя ГК РФ и Устав автомобильного транспорта разделяют договор перевозки и договор фрахтования, однако деятельность по обоим договорам является перевозкой, а договор фрахтования транспортного средства заключается именно для перевозки пассажиров и багажа по заказу (ст. 27 Устава).

Поэтому в Вашей ситуации применение ЕНВД правомерно.

Но, повторим, уточните позицию Вашей ИФНС.
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru