Неправомерное применение УСН

Тематики: УСН

В ноябре 2005 г. наша организация подала заявление о переходе на УСН с объектом налогообложения «доходы» в районную ИФНС. В конце ноября 2005 г. получили уведомление о возможности применения УСН на основании ст. 346 НК РФ. На этой системе мы работали с 2006 г. по 2009 г. В мае 2009 г. пришло письмо из ФНС, что мы неправомерно применяли УСН, так как у нас в Уставе 100% акций принадлежит юридическому лицу. Сейчас нам предлагают пересчитать все налоги за три с половиной года по общей системе налогообложения.

Мы свою вину признаем, что не доглядели, а как же контролирующая налоговая инспекция, которая выдала разрешение на применение УСН? Кто прав в этой ситуации и какова судебная практика по этому вопросу?

Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.

Из этого следует, что переход на УСН имеет уведомительный характер.

При этом НК РФ не содержит положений о том, что налоговые органы вправе разрешать или не разрешать налогоплательщику применять УСН.

Тем не менее, приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 утверждены формы документов для применения упрощенной системы налогообложения, в том числе форма № 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения».

Однако сами налоговики в данном приказе называют эти формы рекомендуемыми, то есть не обязательными.

Организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения обязаны сообщить о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Это как раз прямое требование п. 1 ст. 346.13 НК РФ.

П.п. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ установлено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.

При этом, подавая в налоговый орган заявление о переходе на УСН по форме № 26.2-1, налогоплательщик подтверждает, что иные условия и ограничения, предусмотренные ст. 346.12 НК РФ, им соблюдены.

Следовательно, во-первых, наличие уведомления налоговиков о применении УСН не является обязательным условием для применения УСН.

Во-вторых, НК РФ не обязывает налоговые органы проверять у налогоплательщика, изъявившего желание перейти на УСН, размер доли участия других организаций в организации-претенденте.

Ответственность за соблюдение ограничений, установленных ст. 346.12 НК РФ, лежит на налогоплательщике.

Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 3 и 4 ст. 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие указанным требованиям.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Указанные налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Раньше арбитражные суды в аналогичных Вашему случаях признавали решения налоговиков о привлечении налогоплательщиков, неправомерно применяющих УСН, к налоговой ответственности, недействительными.

Суды исходили из того, что у налогового органа, ошибочно выдавшего налогоплательщику уведомление о возможности применения им упрощенной системы налогообложения и подтвердившей тем самым право налогоплательщика на ее применение, отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекшие налоговые периоды с начислением ему соответствующих налогов, пени, а также с привлечением его к ответственности за нарушение норм налогового законодательства (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 17.07.2008 г. № А57-210/08-33, от 17.01.2008 г. № А65-26301/06).

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ встал на сторону налоговиков.

В постановлении от 07.10.2008 г. № 6159/08 Президиум ВАС РФ указал, что поскольку переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11-346.13 НК РФ условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика.

В связи с этим инспекция, установив необоснованный переход общества на упрощенную систему налогообложения и применение ее, вправе была начислить ему налоги по общей системе налогообложения, которую налогоплательщик был обязан применять в спорном периоде.

С учетом этого вывод судов об отсутствии у инспекции оснований для начисления налогов не основан на положениях налогового законодательства.

При этом Президиум ВАС РФ особо отметил, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу статей 109, 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанности налогоплательщика (ст. 23 НК РФ) по уплате законно установленных налогов.

После выхода данного постановления арбитражные суды на местах также повсеместно стали поддерживать налоговые органы, ссылаясь в своих постановлениях на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в вышеприведенном постановлении (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2009 г. № А28-10968/2008-460/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.03.2009 г. № Ф04-1569/2009(2522-А03-29).

Таким образом, на сегодняшний день у Вас практически нет шансов оспорить решение Вашей налоговой инспекции.

Распечатать статью