Нормы расхода топлив. Никто не хотел уступать
(Письмо Минфина РФ от 10.06.2011 г. № 03-03-06/4/67)
Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов либо в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта.
Налоговики во главе с Минфином придерживаются мнения, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщики должны учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.
При этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива чиновники советовали налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
ВАС РФ в Определении от 14.08.2008 г. № 9586/08 указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.
Минфин РФ неожиданно согласился с тем, что нормами ст. 254 и 264 НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций.
В комментируемом письме Минфин подробно цитирует нормы ст. 252 НК РФ об обоснованности и экономической оправданности затрат, не забыв и про то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованностью затрат на ГСМ Минфин почему-то упорно подразумевает соответствие потребляемых ГСМ Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенным в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р.
В соответствии с п. 6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом РФ не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Таким образом, искренне полагают чиновники, если Минтрансом РФ не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике (без комментариев!).
До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, финансовое ведомство милостиво разрешило налогоплательщикам руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.
И ведь уж и Конституционный Суд РФ (куда уж выше!) заявил, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией (постановление от 24.02.2004 г. № 3-П).
И арбитражные суды неоднократно подчеркивали, что глава 25 НК РФ при регулировании налогообложения прибыли организаций установила соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.
Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).
При этом Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
Но что же делать, коли Минфину так нравятся эти Нормы?!
Видимо, принять как данность это увлечение чиновников.

