Свежий номер: № 13 (50) – Апрель 2021

Нормы расхода топлив. Никто не хотел уступать

Статья в журнале: №24 (984) — Июнь 2011 , опубликовано 22.06.2011

(Письмо Минфина РФ от 10.06.2011 г. № 03-03-06/4/67)

Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов либо в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта.

Налоговики во главе с Минфином придерживаются мнения, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщики должны учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

При этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива чиновники советовали налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

ВАС РФ в Определении от 14.08.2008 г. № 9586/08 указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.

Минфин РФ неожиданно согласился с тем, что нормами ст. 254 и 264 НК РФ не предусмотрено ограничений по учету расходов на ГСМ при исчислении налога на прибыль организаций.

Но сдаваться чиновники не собираются.

В комментируемом письме Минфин подробно цитирует нормы ст. 252 НК РФ об обоснованности и экономической оправданности затрат, не забыв и про то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованностью затрат на ГСМ Минфин почему-то упорно подразумевает соответствие потребляемых ГСМ Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенным в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р.

В соответствии с п. 6 указанных Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом РФ не утверждены нормы расхода топлив, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.

Таким образом, искренне полагают чиновники, если Минтрансом РФ не утверждены нормы расхода топлив для соответствующей автомобильной техники, то руководитель организации может ввести в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике (без комментариев!).

До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, финансовое ведомство милостиво разрешило налогоплательщикам руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

И ведь уж и Конституционный Суд РФ (куда уж выше!) заявил, что судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией (постановление от 24.02.2004 г. № 3-П).

И арбитражные суды неоднократно подчеркивали, что глава 25 НК РФ при регулировании налогообложения прибыли организаций установила соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.

Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).

При этом Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

Но что же делать, коли Минфину так нравятся эти Нормы?!

Видимо, принять как данность это увлечение чиновников.

И учитывать в расходах реальные затраты на ГСМ.
Как это предписывают и НК РФ, и суды.
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru