Свежий номер: № 46 (83) – Ноябрь 2021

Нормы расхода топлив. Справедливость восторжествует

Статья в журнале: №24 (1034) — Июнь 2012 , опубликовано 20.06.2012

(Заключение Минэкономразвития РФ от 20.04.2012 г. «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»)

Организация может учитывать расходы на приобретение горюче-смазочных материалов либо в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ в составе материальных расходов, либо согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, как расходы на содержание служебного транспорта в зависимости от назначения используемого транспорта.

Налоговики во главе с Минфином придерживаются мнения, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщики должны учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

При этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива чиновники советовали налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

В настоящее время действуют Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Министерством транспорта РФ 14.03.2008 г. № АМ-23-р.

ВАС РФ в Определении от 14.08.2008 г. № 9586/08 указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.

Редакция также не раз опровергала логику чиновников.

Однако Минфин упорно продолжает настаивать на том, что под обоснованностью затрат на ГСМ подразумевается соответствие потребляемых ГСМ Нормам расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенным в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р.

В результате многолетней борьбы субъектов предпринимательской деятельности и чиновников в спор вмешалось Минэкономразвития РФ, которое провело экспертизу распоряжения Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

По результатам проведенного исследования Минэкономразвития РФ пришло к следующим выводам.

Нормы расхода топлив и смазочных материалов, в основном, предназначены для:

1) исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (субъектами предпринимательской деятельности при учете расходов на топливо и смазочные материалы в соответствии с нормами, определенными распоряжением);

2) повышения эффективности операционной деятельности организаций (нормативы применяются в добровольном порядке в целях определения оптимального расхода топлив и смазочных материалов исходя из установленных распоряжением нормативов);

3) ведения статистической отчетности.

Как указано в методических рекомендациях, соответствующие нормы подлежат применению для расчетов по налогообложению предприятий.

Минэкономразвития отметило, что в НК РФ отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность налогоплательщиков нормировать расходы на топливо и смазочные материалы при эксплуатации автомобильного транспорта для целей расчета налога на прибыль.

Таким образом, кроме указания на экономическую оправданность расходов, НК РФ не содержит положений о необходимости нормирования затрат на топливо и смазочные материалы, за исключением случая нормирования расходов при использовании личного транспорта в служебных целях.

Минтранс РФ не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

Минэкономразвития указало, что к негативным эффектам от применения предусмотренных методическими рекомендациями нормативов для целей налогообложения может быть отнесена невозможность учета фактически понесенных расходов при уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, что увеличивает себестоимость производимой продукции (оказываемых услуг) и, таким образом, необоснованно ухудшает положение отдельных участников рынка.

Кстати, Минфин уклонился от участия в экспертизе и свою позицию по данному вопросу не представил.

Минэкономразвития пришло к выводу о наличии в нормативном акте положений – в части упоминания о применении распоряжения для расчетов по налогообложению предприятий, – необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и считает необходимым:

исключить из п. 3 распоряжения упоминание о том, что нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов по налогообложению и для ведения статистической отчетности;

– определить однозначный порядок утверждения и изменения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлив;

указать на рекомендательный характер распоряжения;

– утвердить порядок проведения периодической актуализации положений распоряжения в отношении используемого парка автомобильной техники.

Очень хочется верить, что в результате поправок в документ Минфин откажется от своих многолетних притязаний на нормирование расхода топлив в целях налогообложения прибыли.

 

 

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru