Свежий номер: № 30 (30) – Октябрь 2020

Нормы расхода топлив. В поисках истины…

Статья в журнале: №12 (822) — Март 2008 , опубликовано 26.03.2008

В статье «Автомобильные нормы. Что меняется, а что остается» (в № 1 «А-Э» за 2008 г.) недостаточно полно освещен вопрос с правовой точки зрения. «И до 2008 г., и с 2008 г . применение Норм расхода топлив не предусмотрено НК РФ, а нормативный документ, устанавливающий такие нормы, отсутствует».

Обращаем внимание на то, что документ, устанавливающий порядок нормирования расходов на топлива, существует. Это Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденная приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 г. № 153.

П. 40 Инструкции устанавливает: «Расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации».

Просим дать комментарий к применению п. 40 вышеуказанной Инструкции.

Начнем с того, что в статье «Автомобильные нормы. Что меняется, а что остается» речь идет исключительно о применении норм расхода топлив и смазочных материалов для целей налогообложения (для целей налогового учета).

Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденная приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 г. № 153, определяет порядок учета доходов и расходов в целях бухгалтерского учета (п. 2 Инструкции…).

Как известно, бухгалтерский и налоговый учет представляют собой отдельные, самостоятельные виды учета, которые ведутся для совершенно разных целей и порядок ведения которых далеко не всегда совпадает.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются, в частности:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Налоговый же учет в соответствии со ст. 313 НК РФ осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Законодательство о налогах и сборах и законодательство о бухгалтерском учете – это разные сферы законодательства.

В то же время в п. 2 Инструкции, о которой Вы говорите в вопросе, сказано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль положения данной Инструкции применяются с учетом требований главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Однако это вовсе не означает, что нормы Инструкции могут использоваться для целей расчета налога на прибыль.

Ведь согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

То есть Инструкция не является актом законодательства о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, к коим относится и Минтранс, утвердивший Инструкцию, могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в том случае, если они уполномочены осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

Такими функциями наделен только Минфин, а значит Минтранс не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

Кроме того, согласно ст. 4 НК РФ нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, изданные федеральными органами исполнительной власти, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Таким образом, все сказанное в Инструкции не может быть основанием для регулирования налоговых правоотношений.

В том числе, и п. 40 Инструкции, согласно которому расходы на топливо для автотранспортных средств включаются в состав материальных затрат в расходах по обычным видам деятельности в пределах норм, утверждаемых Минтрансом РФ, что указывается в учетной политике организации (при том, что НК РФ не устанавливает необходимости учитывать расходы на приобретение ГСМ в пределах каких-либо норм), не может являться основанием для нормирования расходов на покупку ГСМ.

Кстати, если даже говорить о бухгалтерском, а не о налоговом учете, то норма п. 40 Инструкции также весьма спорна, ведь п. 6 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 08.05.1999 г. № 33н, предусмотрено, что расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Получается, что Инструкция, предписывающая относить затраты на топливо в расходы по обычным видам деятельности только в пределах норм, противоречит ПБУ 10/99, которое обладает большей юридической силой и согласно которому следует учитывать расходы по обычным видам деятельности в полной сумме.

Кстати, сверхнормативные расходы топлива, превышающие рассчитанные в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом РФ, Инструкция рекомендует признавать прочими расходами, а не не учитывать вовсе (п. 97 Инструкции).

В конце концов, Инструкция, как следует из ее названия и текста, является отраслевой, то есть применяется автотранспортными предприятиями. Именно поэтому разработал и утвердил ее Минтранс.

Другие организации (не являющиеся автотранспортными) данной Инструкцией руководствоваться не должны.

То же самое можно сказать относительно Норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Минтрансом РФ 29.04.2003 г. (Руководящий документ Р 3112194-0366-03), которые действовали до 1 января 2008 г.

В этих Нормах было сказано, что они предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, предпринимателей, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории РФ.

То есть, исходя из текста самих Норм, организации, не являющиеся автотранспортными, применять этот документ были не обязаны.

Еще раз повторим, что даже до 1 января 2008 г. Нормы расхода топлив нельзя было считать нормативным документом, поскольку они не проходили госрегистрацию в Минюсте и не были официально опубликованы.

А в соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минтранса), не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

А НК РФ (ни в редакции, действовавшей до 2008 г., ни в ныне действующей редакции) не содержит положений, определяющих, что расходы на ГСМ могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в пределах норм.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

При этом не сказано ни слова о том, что такие расходы учитываются только в пределах норм.

В соответствии с п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ нормируются для целей налогообложения расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ, но не расходы на содержание служебного транспорта.

Суды в данном вопросе единогласно поддерживают налогоплательщиков, указывая, что при наличии путевых листов, подтверждающих обоснованность расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, указанные расходы должны учитываться для целей налогообложения в фактических размерах (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 05.09.2006 г. № А12-2434/06-С51, постановление ФАС Уральского округа от 08.02.2005 г. № Ф09-103/05-АК).

Если же налогоплательщик опасается недовольства проверяющих, которые все же тяготеют к нормированию «топливных» расходов, он может утвердить собственные нормы расхода топлив для эксплуатируемых им автомобилей.

В завершение отметим, что п. 40 Инструкции, о котором Вы говорите, не устанавливает норм расхода топлив, но ссылается на них. Однако на сегодняшний день не существует ни одного действующего документа, устанавливающего размеры норм расхода ГСМ.

Таким образом, применять на практике п. 40 Инструкции в настоящее время не могут даже автотранспортные предприятия для целей ведения бухучета.

Когда верстался номер…

Когда номер журнала готовился к печати, поступила новая информация о топливных нормах.

Минтранс РФ утвердил Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

О том, как должен применяться данный документ, – читайте в данном номере «А-Э» здесь.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru