Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Нормы расхода топлив. Вновь – «любимая» тема Минфина

Статья в журнале: №6 (866) — Февраль 2009 , опубликовано 11.02.2009

(Письмо Минфина РФ от 14.01.2009 г. № 03-03-06/1/15)

Не успел начаться новый год, как Минфин вновь озаботился своей любимой темой – нормированием ГСМ для целей налогообложения прибыли.

Вспомним, как все начиналось.

Налоговики во главе с Минфином придерживаются мнения, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщики должны учитывать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Об этом чиновники сообщали в письмах от 04.05.2005 г. № 03-03-01-04/1/223, от 04.09.2007 г. № 03-03-06/1/640.

Вот и в 2009 году Минфин вновь повторяет, что при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Только теперь уже новые – утвержденные Министерством транспорта РФ 14.03.2008 г. № АМ-23-р.

При этом в отношении автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, при определении норм расхода топлива чиновники заботливо советуют налогоплательщику руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

В 2008 году мы предсказывали, что можно не сомневаться, что появление новых Норм расхода топлив послужит дополнительным стимулом для проверяющих, и они с утроенной энергией начнут контролировать, соблюдают ли налогоплательщики нормы расхода ГСМ.

Так и вышло.

Поэтому мы вынуждены вновь вернуться к аргументации, направленной против доводов чиновников, чтобы обезопасить Вас от претензий проверяющих.

Распоряжение Минтранса от 14.03.2008 г. не зарегистрировано в Минюсте и официально не опубликовано, а значит не является нормативным актом и не влечет никаких правовых последствий для налогоплательщиков и не может применяться (п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763).

НК РФ не содержит положений, определяющих, что расходы на ГСМ могут учитываться для целей налогообложения прибыли только в пределах норм.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

При этом не сказано ни слова о том, что такие расходы учитываются только в пределах норм.

В соответствии с п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ нормируются для целей налогообложения расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ, но не расходы на содержание служебного транспорта.

Нормы расхода топлив… были введены Минтрансом в целях реализации приказа Минтранса от 24.06.2003 г. № 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте».

Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденная приказом Минтранса РФ от 24.06.2003 г. № 153, определяет порядок учета доходов и расходов в целях бухгалтерского учета.

В п. 2 Инструкции сказано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль положения данной Инструкции применяются с учетом требований главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Однако это вовсе не означает, что нормы Инструкции могут использоваться для целей расчета налога на прибыль.

Ведь согласно ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

То есть Инструкция не является актом законодательства о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, к коим относится и Минтранс, утвердивший Инструкцию, могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в том случае, если они уполномочены осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов (ст. 4 НК РФ).

Такими функциями наделен только Минфин, а значит Минтранс не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

Кроме того, согласно ст. 4 НК РФ нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, изданные федеральными органами исполнительной власти, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Таким образом, все сказанное в Инструкции не может быть основанием для регулирования налоговых правоотношений.

В комментируемом письме Минфин подробно цитирует нормы ст. 252 НК РФ об обоснованности и экономической оправданности затрат, не забыв и про то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

А зря. Лучше бы чиновники про последнее промолчали.

ФАС Центрального округа в постановлении от 04.04.2008 г. № А09-3658/07-29 резонно отметил, что глава 25 НК РФ при регулировании налогообложения прибыли организаций установила соотносимость доходов и расходов и связь последних именно с деятельностью организации по извлечению прибыли.

Следовательно, расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).

При этом Налоговый кодекс РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.

По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 24.02.2004 г. № 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Учитывая изложенное, у налогового органа и судов отсутствуют правовые основания для признания произведенных налогоплательщиком расходов экономически необоснованными.

Суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер.

Естественно, налоговики не согласились с таким решением суда и обжаловали это решение в Высшем Арбитражном Суде РФ.

На что ВАС РФ в Определении от 14.08.2008 г. № 9586/08 указал, что суды, руководствуясь положениями ст. 252, п.п. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ, сделали выводы о том, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, что произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов экономически обоснованы, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а налог на добавленную стоимость по приобретенным горюче-смазочным материалам обоснованно включен в состав налоговых вычетов в соответствии со статьями 169, 171, 172 НК РФ.

Казалось бы, что еще нужно неугомонным чиновникам, если уже и ВАС РФ определился с этим вопросом?

Создается впечатление, что финансовое ведомство издает свои письма про ГСМ под копирку, особо не анализируя ситуацию и арбитражную практику.

Ну и пусть это останется их проблемой.

А у налогоплательщиков теперь есть весомый аргумент – Определение ВАС РФ.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru