Новые особенности выплаты пособий
(Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»)
Пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком
С 1 января 2013 года в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.02.2011 г. № 21-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком исчисляется по новым правилам.
Расчетный период для начисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком – 2 календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде.
Но из расчетного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;
3) периодосвобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.
Комментируемым законом ст. 1 Закона № 21-ФЗ изложена в новой редакции.
С 2013 года средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:
1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ не начислялись.
Таким образом, в 2013 году дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом из расчетного периода исключаться не будут.
С 1 января 2013 года средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определенный по вышеприведенным правилам, не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Законом № 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
То есть если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком наступил в 2013 году, то средний дневной заработок для начисления указанных пособий не может превышать 1335,62 руб.
Сумма предельных величин базы за 2012 и 2011 годы – 975 000 руб. (512 000 руб. + 463 000 руб.).
То есть если бы мы рассчитывали пособие, допустим, по беременности и родам по правилам, установленным Законом № 21-ФЗ, то получилось бы следующее.
Предположим, за 2012 и 2011 годы у женщины учтен заработок в рамках предельной величины базы – 975 000 рублей.
В расчетном периоде учтено 700 дней (30 дней – пособия по временной нетрудоспособности).
Средний дневной заработок составил бы 1392,86 руб. (975 000 руб. / 700).
Однако с учетом внесенных поправок для расчета пособия будет учтен средний дневной заработок в размере не более 1335,62 руб.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы.
В связи с новым порядком определения с 2013 года среднего заработка для расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком страхователи обязаны также указывать в справке о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ не начислялись.
Согласно части 3 ст. 2 Закона № 255-ФЗ адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы
В случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом страховщика.
С 2013 года территориальный орган ФСС РФ будет осуществлять выплату пособий также в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу.
Однако в указанных случаях ФСС РФ не будет выплачивать пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности, которые подлежат выплате за счет средств страхователя.
Если у страхователя прекратятся обстоятельства, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом ФСС РФ, и он выплатит застрахованному лицу указанные пособия, то сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в ФСС РФ, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия.
Если ставка страховых взносов в ФСС РФ – 0%
В соответствии с п. 3.3, п. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в течение 2012-2027 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 9 ст. 58 и ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ, применяются пониженные тарифы страховых взносов.
Установлено, что в течение 2012-2027 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 8, 9, 10, 11, 12, 14 ст. 58 и ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ, применяются пониженные тарифы страховых взносов для застрахованных лиц, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с указанными статьями Закона № 212-ФЗ, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включались в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Законом № 212-ФЗ в соответствующем календарном году и не превышают предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной в этом календарном году.
Сведения об указанных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица за соответствующий период указываются в справке о сумме заработка, представляемой страхователем.
Средства на выплату страхового обеспечения (за исключением выплаты пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы за первые три дня временной нетрудоспособности) застрахованным лицам, которые работают по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, для которых применяются пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с ч. 3.3 и 3.4 ст. 58 и со ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ, выделяются данным организациям и индивидуальным предпринимателям территориальными органами страховщика в порядке, установленном ч. 3-6 ст. 4.6, по месту их регистрации в качестве страхователей.
То есть территориальный орган страховщика выделяет указанным страхователям необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, а именно:
1. Письменное заявление страхователя, которое должно содержать:
1) наименование и адрес страхователя — юридического лица;
3) указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
2. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносамна обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма-4 ФСС).
3. Копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности – листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
Перечень документов утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 г. № 951н.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
