Нужно ли маркировать рекламу товаров, размещенную на сайте или в каталоге

С 1 сентября 2022 года распространение рекламы в интернете допускается при условии ее маркировки – присвоении идентификатора рекламы. Соответствующие изменения были внесены в Закон «О рекламе»[1].

Идентификатор рекламы – уникальное цифровое обозначение, предназначенное для обеспечения прослеживаемости распространенной в интернете рекламы.

А если производитель или продавец размещает информацию о своем товаре (услугах, работах) на собственном сайте, будет ли это являться рекламой, которую необходимо маркировать?

А информация, размещенная о товарах в справочно-каталожных изданиях, это реклама этих товаров или нет?

Разъяснения дает Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в письме от 27.04.2023 № 08/32849/23.

Закон «О рекламе» определяет рекламу, как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама на собственном сайте и в соцсетях

По мнению ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная:

  • на официальном сайте производителя или продавца данных товаров,
  • на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете (WhatsApp, ВКонтакте, Telegram, YouTube, Viber и пр.).

Такая информация не будет считаться рекламой при условии, что сведения о товарах и услугах предназначены для информирования посетителей сайта (страницы в социальной сети):

  • об ассортименте товаров,
  • условиях их приобретения,
  • ценах и скидках,
  • правилах пользования.

Также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п.

Следовательно, на такую информацию положения Закона «О рекламе» не распространяются.

Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создается с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, ее товарах и услугах, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объем сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора.

Товары, размещенные в справочно-каталожных изданиях

По мнению специалистов ФАС России, информация, размещенная в справочно-каталожных изданиях, содержащая одинаковый набор сведений об организациях, и сгруппированная по определенным рубрикам, носит справочно-информационный характер.

Такой вывод исходит из того, что указанная информация направлена на извещение потребителей о существовании той или иной организации.

Содержание информации едино для всех организаций во всех разделах каталога, что позволяет выполнять задачи, поставленные перед издателями каталога, а именно:

  • систематизировать информацию о хозяйствующих субъектах по разделам и рубрикам каталога для облегчения поиска организаций, занимающихся тем или иным видом деятельности.

При размещении кратких информационных сведений в справочных изданиях такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, не выполняется, поскольку подобная информация, размещенная среди таких же однородных сведений многих юридических лиц, не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.

Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Закона «О рекламе» не распространяются[2].

Однако, если размещаемая на сайте информация о товарах, услугах направлена не столько на информирование потребителя о деятельности компании, в том числе об ассортименте производимых или реализуемых товаров, работ, услуг, ценах, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, всплывающего окна и т.п.), такая информация может быть признана рекламой.

Соответственно на такую информацию распространяются требования Закона «О рекламе» в части ее маркировки.

Но стоит помнить, что разъяснения официальных органов не носят нормативный характер, а являются лишь их мнением по конкретному запросу.

Поэтому при возникновении спорных ситуаций вопрос отнесения информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой, осуществляется в каждом конкретном случае исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.

[1] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

[2] П. 3 ч. 2 ст. 2 Закона «О рекламе» установлено, что справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке, не подпадают под определение рекламы.

Распечатать статью