Свежий номер: № 30 (30) – Октябрь 2020

Нюансы начисления страховых взносов. Взгляд чиновников

Статья в журнале: №24 (1184) — Июнь 2015 , опубликовано 24.06.2015

Минтруд РФ выпустил целую серию писем, разъясняющих порядок обложения страховыми взносами различных выплат.

Временно пребывающие иностранные граждане из стран ЕАЭС

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.

Участниками (государствамичленами) данного договора с 1 января 2015 года являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан и со 2 января 2015 года Республика Армения.

Исходя из положений п. 3 ст. 98 указанного Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов, то есть лиц, являющихся гражданами государства-члена, законно находящимися и на законном основании осуществляющими трудовую деятельность на территории государства трудоустройства (государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность), осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом согласно п. 5 ст. 98 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относится обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также со 2 января 2015 года граждане Республики Армения с первого дня работы на территории РФ независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования РФ, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами РФ и, соответственно, с выплат и иных вознаграждений, произведенных в их пользу, исчисляются и уплачиваются страховые взносы на обязательное медицинское страхование в ФФОМС.

С 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан и со 2 января 2015 года граждане Республики Армения с первого дня работы на территории РФ независимо от своего статуса имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) и право на медицинскую помощь.

Соответственно, работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в ФСС РФ и ФФОМС в тех же размерах, что и с выплат гражданам РФ (то есть в ФСС РФ по тарифу 2,9%, в ФФОМС по тарифу 5,1%) (письма Минтруда РФ от 22.05.2015 г. № 17-3/ООГ-618, от 13.05.2015 г. № 17-3/В-238, от 31.03.2015 г. № 17-3/В-155).

Временно пребывающие иностранные граждане из Вьетнама и Китая

Согласно ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации от 27.10.2008 г. действие Соглашения распространяется на граждан РФ и граждан Социалистической Республики Вьетнам (далее – государства постоянного проживания), которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории государства другой стороны (далее – принимающее государство) в соответствии, в частности, с трудовыми договорами, заключенными иностранными работниками с работодателями принимающего государства.

П. 2 ст. 13 Соглашения установлено, что государственное пенсионное страхование работников, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории принимающего государства в соответствии с трудовыми договорами, регулируется законодательством государства их постоянного проживания.

Таким образом, учитывая положения ст. 1 и п. 2 ст. 13 Соглашения, выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу временно пребывающих на территории РФ граждан Социалистической Республики Вьетнам, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым договорам, заключенным ими с российскими организациями, обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование не подлежат с 26 ноября 2013 года.

Граждане КНР, временно пребывающие на территории РФ и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию в РФ и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, страховые взносы в ПФР и в ФФОМС не уплачиваются.

На выплаты гражданам Китайской Народной Республики, временно пребывающим на территории РФ и работающим по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, начисляются страховые взносы в ФСС РФ в размере 1,8%.

На выплаты гражданам Китайской Народной Республики начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (письма Минтруда РФ от 29.04.2015 г. № 17-3/ООГ-594, от 02.04.2015 г. № 17-3/В-165).

Иностранные работники и взносы в ФСС РФ

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, временно пребывающим в РФ, по гражданско-правовым договорам на выполнение работ, оказание услуг, не облагаются страховыми взносами в ФСС РФ.

С 1 января 2015 года предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлена в размере 670 000 рублей.

Таким образом, плательщики страховых взносов, в том числе исчисляющие и уплачивающие страховые взносы в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу указанных лиц, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (то есть 670 000 рублей), страховые взносы в ФСС РФ не уплачивают.

В случае если организация-работодатель, применяющая упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которой является вид деятельности, установленный п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, осуществляет выплаты в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, то в отношении таких выплат ею применяются тарифы страховых взносов, установленные ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в частности тариф страховых взносов в ФСС РФ 0%.

Единственным исключением из вышеупомянутых норм, устанавливающих пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, является ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (третья строка таблицы), где вместо установленных данной частью пониженных тарифов страховых взносов в ФСС плательщики страховых взносов, указанные в п. 4–6 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в частности организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, применяют тариф страховых взносов в ФСС РФ в размере 1,8% (письмо Минтруда РФ от 07.04.2015 г. № 17-3/В-172).

Работа в представительстве российской организации за рубежом

Работник, являющийся гражданином РФ, занятый в обособленном подразделении российской организации в КНР, является застрахованным лицом в системе обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

Соответственно, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые и производимые указанному работнику за деятельность в обособленном подразделении российской организации на территории КНР, облагаются страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды РФ в общеустановленном порядке (письмо Минтруда РФ от 28.04.2015 г. № 17-3/В-217).

Компенсационные выплаты при увольнении работников по соглашению сторон

Все компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые при расторжении трудового договора по соглашению сторон, освобождаются от обложения страховыми взносами в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

Суммы превышения трехкратного размера среднего месячного заработка подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (письмо Минтруда РФ от 29.04.2015 г. № 17-4/В-226).

Выплаты и вознаграждения членам совета директоров акционерного общества

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) общества является органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью общества.

На основании указанной статьи по решению общего собрания акционеров членам совета директоров в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров общества.

Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.

Ст. 11 ТК РФ предусмотрено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов советов директоров организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).

В том случае, если члены совета директоров состоят в трудовых отношениях с обществом и осуществляют руководство текущей деятельностью общества (генеральный директор, бухгалтер и т.д.), то трудовым договором предусматриваются только выплаты за выполнение данными лицами работы по соответствующим должностям согласно штатному расписанию.

Обязанности работодателя выплачивать физическому лицу вознаграждения как члену совета директоров трудовой договор предусматривать не может.

Поэтому для целей исчисления страховых взносов следует разграничивать указанные выплаты.

Поскольку вознаграждения членам совета директоров производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то на основании положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами (письмо Минтруда РФ от 07.05.2015 г. № 17-3/В-234).

Выплаты физлицу, уволенному и вновь принятому на работу в организацию в одном расчетном периоде

Согласно ч. 3 ст. 8 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

Следовательно, плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает все выплаты, производимые в пользу конкретного физического лица в рамках трудовых отношений, начисленные в его пользу с начала и до конца расчетного периода (календарного года).

Таким образом, в базу для начисления страховых взносов по выплатам физическому лицу, которое было уволено и принято на работу в эту же организацию в течение одного расчетного периода, в том числе для определения предельной величины базы для начисления страховых взносов включаются все выплаты, начисленные в его пользу в течение календарного года по всем основаниям за период работы в организации в целом (письмо Минтруда РФ от 19.05.2015 г. № 17-3/В-245).

Специальная оценка условий труда

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае если до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, приводящих к внеплановой специальной оценке условий труда.

В случае если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31 декабря 2013 года аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 года – по результатам специальной оценки условий труда), не изменились, внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.

Структурные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссионно с участием представителей работников и документально зафиксированы.

При этом работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном Законом № 426-ФЗ, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ предусмотрено, что результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.

Следовательно, при наличии у организации актуальных результатов аттестации рабочих мест страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются в следующем порядке.

Если работник занят на видах работ, указанных в п.п. 1–18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, соответственно установленному в отношении его рабочего места классу условий труда – опасному или вредному с учетом их подклассов.

Если работник занят на видах работ, указанных в п.п. 1–18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ (письмо Минтруда РФ от 24.04.2015 г. № 17-3/В-215).

Уход за детьми-инвалидами

Исходя из положений ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ, с 1 января 2015 года финансовое обеспечение расходов работодателя как на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, так и на страховые взносы, начисленные на данные суммы, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых ФСС РФ.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Таким образом, в случае начисления в каком-либо месяце помимо оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, иных видов выплат в пользу работника однозначно выделить сумму страховых взносов, начисленную на оплату дополнительных выходных дней, не представляется возможным.

В связи с этим, по мнению чиновников, в месяце превышения установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов выделение части страховых взносов, относящейся к оплате дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, из общей суммы страховых взносов, начисленной за этот месяц с учетом предельной величины базы в отношении каждого государственного внебюджетного фонда, может быть произведено плательщиком страховых взносов по своему усмотрению.

Например, в зависимости от того, на какие конкретные дни в календарном месяце приходятся дополнительные оплачиваемые выходные дни, предоставляемые для ухода за ребенком-инвалидом, – до истечения той части календарного месяца, за которую выплаты в пользу работника еще не превысили предельную величину базы, или после (письмо Минтруда РФ от 16.04.2015 г. № 17-3/ООГ-485).

Однодневные командировки

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за пределами территории РФ, не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно и другие, перечисленные в названной части, расходы на командировки работников.

П. 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. № 749, определено, что при командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Таким образом, поскольку выплаты, связанные с командировкой, производимые работникам при однодневных командировках, суточными не являются, то оснований применять в отношении таких выплат ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, в части их освобождения от обложения страховыми взносами, не имеется.

Данные выплаты должны учитываться для целей обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды исходя из их направленности и правового статуса.

В случае если данные выплаты признаются возмещением документально подтвержденных расходов, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции, то такие выплаты не облагаются страховыми взносами на основании п.п. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, устанавливающего, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Исходя из положений п. 24 Положения возмещение иных расходов, связанных с командировками, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы, в порядке и размерах, определяемых в соответствии со ст. 168 ТК РФ.

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других, кроме указанных в ч. 2 и 3 данной статьи, работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Таким образом, порядок возмещения иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя при направлении в однодневную командировку, в том числе перечень документов, подтверждающих расходы командированного работника, и требования (форма, сведения, иное) к этим документам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

При этом в качестве таких документов могут быть предусмотрены, например, чеки, квитанции и счета о предоставлении услуг и работ, не содержащие информацию о получателе услуги (работы).

При отсутствии документального подтверждения целевого использования производимых работникам при однодневных командировках выплат, связанных с командировкой, теряется их непосредственно компенсационный характер и, соответственно, данные суммы подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Аналогичный подход следует применять и в отношении обложения тех или иных выплат страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (письмо Минтруда РФ от 01.04.2015 г. № 17-3/В-156).

Сроки для взыскания недоимки

С 3 января 2014 года внесены изменения в Закон № 212-ФЗ в части порядка взыскания сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.

В результате изменений, внесенных в Закон № 212-ФЗ:

увеличен срок для взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах плательщиков страховых взносов — организаций и индивидуальных предпринимателей, с двух месяцев до одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования (ст. 19 Закона № 212-ФЗ);

увеличен срок для принятия постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов с одного года до двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (ст. 20 Закона № 212-ФЗ).

Такое продление сроков для взыскания возможно в случаях, если указанная в требованиях неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает следующих размеров:

– в части платежей в ПФР – 1 500 руб.;
– в части платежей в ФСС РФ – 500 руб.

Кроме того, органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлена возможность принимать единое решение или постановление о взыскании недоимки, пеней и штрафов в отношении как одного, так и нескольких требований.

В этом случае сроки, отведенные на их вынесение, исчисляются с момента окончания срока исполнения самого раннего требования.

Учитывая изложенное, продление срока взыскания минимальных сумм недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам позволяет органам контроля за уплатой страховых взносов суммировать обязательства плательщика страховых взносов за разные отчетные периоды (письмо Минтруда РФ от 16.04.2015 г. № 17-4/ООГ-527).

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2020 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru