Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Обособленные подразделения

Статья в журнале: №37 (897) — Сентябрь 2009 , опубликовано 16.09.2009
(Продолжение. Начало в №№ 35, 36 «А-Э»)
 
Шаг второй: Платим налоги
 
Налог на доходы физических лиц

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

То есть НК РФ прямо предусматривает, что если у организации имеется обособленное подразделение, то НДФЛ с доходов работников этого обособленного подразделения необходимо уплачивать по месту нахождения обособленного подразделения.

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор условием является, в частности, место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.

При этом место заключения трудового договора для целей уплаты налога на доходы физических лиц значения не имеет.

На это обратил внимание Минфин РФ в письме от 13.10.2008 г. № 03-04-05-01/389.

То есть если трудовой договор с работником заключен головной организацией, а место работы работника находится в обособленном подразделении, то уплачивать НДФЛ нужно по месту нахождения обособленного подразделения.

Бывают ситуации, когда в течение месяца по различным причинам (на период болезни работника, учебного или очередного отпуска, выходного дня по уходу за детьми-инвалидами и т.д.) происходит перемещение работников для работы в других обособленных подразделениях.

В этом случае налог на доходы физических лиц с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом обособленном подразделении (письмо Минфина РФ от 05.06.2009 г. № 03-04-06-01/128).

Если сотрудник организации числится в штате головной организации, которая производит расчет и перечисление данному сотруднику заработной платы, но рабочее место сотрудника фактически располагается по месту нахождения обособленного подразделения, то головная организация должна перечислять в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения налог на доходы физических лиц, исчисленный с доходов, полученных сотрудником головной организации, выполняющим свои трудовые функции по месту нахождения обособленного подразделения (письмо Минфина РФ от 29.06.2006 г. № 03-05-01-04/194).

Организация может выплачивать физическому лицу доходы за выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам.

По мнению Минфина РФ, если договор гражданско-правового характера заключен физическим лицом с филиалом, действующим от имени организации, то налог с доходов такого физического лица головная организация должна перечислить в бюджет по месту нахождения филиала, а соответствующую информацию необходимо предоставить по месту постановки на учет головной организации и месту жительства физического лица.

Если договор гражданско-правового характера заключен физическим лицом с головной организацией, то налог с доходов такого физического лица необходимо перечислить в бюджет по месту нахождения головной организации, а соответствующую информацию предоставить по месту жительства физического лица (письмо от 22.06.2005 г. № 03-05-01-04/198).

УФНС по г. Москве считает, что налог, удержанный с доходов, выплаченных за выполнение работ в обособленном подразделении по договору подряда физическому лицу, не являющемуся работником организации, находящейся в том же регионе, где и обособленное подразделение организации, подлежит перечислению по месту нахождения головной организации (письмо от 26.02.2009 г. № 20-15/3/017148).

Обособленное подразделение может быть создано и поставлено на учет в налоговом органе не с начала месяца.

В этом случае НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком обособленном подразделении (письмо УФНС по г. Москве от 26.12.2007 г. № 28-11/124267).

Финансовое ведомство считает, что филиал организации может быть признан налоговым агентом по НДФЛ и самостоятельно перечислять налог по месту нахождения обособленного подразделения.

Если обособленное подразделение организации производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен юридическим лицом представлять по доверенности интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то такое обособленное подразделение исполняет обязанности юридического лица как налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых обособленным подразделением своим сотрудникам (письмо Минфина РФ от 16.07.2008 г. № 03-04-06-01/210).

О том, что филиалы российских организаций, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющие выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по исчислению, удержанию и перечислению НДФЛ по месту своего нахождения, сказано и в письме ФНС РФ от 17.04.2009 г. № 3-5-04/460@).

Головная организация при перечислении НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений обязана оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием присвоенного ему при постановке на налоговый учет КПП и соответствующего кода ОКАТО муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.

Если несколько обособленных подразделений расположены на территории одного муниципального образования, зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП, то головная организация вправе перечислить суммы налога на доходы физических лиц, удержанного из доходов работников этих обособленных подразделений, одним платежным поручением.

Таково мнение Минфина (письмо от 03.07.2009 г. № 03-04-06-01/153).

П. 2 ст. 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС РФ от 13.10.2006 г. № САЭ-3-04/706@.

По мнению налоговиков, сведения по форме № 2-НДФЛ могут представляться как самой головной организацией, так и соответствующими обособленными подразделениями.

Таким образом, решение вопроса о том, кто представляет указанные сведения в рамках осуществления деятельности российской организацией, имеющей обособленные подразделения, отнесено к компетенции самой организации (письмо ФНС РФ от 13.03.2008 г. № 04-1-05/0916@).

Однако ФНС при этом отмечает, что при переходе работника в течение одного и того же налогового периода из одного обособленного подразделения в другое целесообразно, чтобы сведения о его доходах и удержанных с них налогах представлялись в целом головной организацией.

Минфин тоже считает, что сведения о доходах физических лиц могут представляться налоговым агентом — российской организацией, имеющей обособленные подразделения, в налоговые органы по месту своего нахождения, а обособленным подразделением организации – по месту нахождения обособленного подразделения, в котором работникам этого подразделения производится начисление и выплата дохода (письма от 03.12.2008 г. № 03-04-07-01/244, от 11.02.2009 г. № 03-04-06-01/26).

Нередкими являются случаи, когда организация перечисляет НДФЛ, удержанный с доходов работников обособленного подразделения, по месту нахождения организации, а не по месту нахождения обособленных подразделений.

Налоговики расценивают это как неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязан­ностей.

В соответствии с п. 3 ст. 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на налогового агента обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, считает ФНС РФ, налоговый орган имеет основания для направления организации требования о перечислении неперечисленных сумм налога в бюджет по месту нахождения филиала или иного обособленного подразделения организации, начисления на неперечисленные (не полностью перечисленные) суммы НДФЛ пени в порядке, указанном в ст. 75 НК РФ, а также для привлечения организации — налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ (письмо от 17.01.2006 г. № 04-1-03/21).

При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что налог зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка, и начисление пеней налоговому агенту неправомерно (письмо ФНС РФ от 31.10.2005 г. № 04-1-02/844@).

Арбитражные суды в отношении начисления пени согласны с налоговиками.

Например, ФАС Уральского округа отмечает, что бюджетным законодательством установлен принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Каждое муниципальное образование и каждый субъект Российской Федерации имеют собственные бюджеты.

Поэтому если организация уплатит налог по месту ее нахождения, а не по месту нахождения обособленного подразделения, то налог поступит в другой муниципальный бюджет.

Следовательно, перечисление головной организацией налога в бюджет по месту нахождения самой организации, а не по месту нахождения обособленного подразделения, влечет за собой непоступление части налога в муниципальные бюджеты.

Значит, поскольку НДФЛ в отношении сотрудников обособленного подразделения, перечисленный в бюджет по месту регистрации налогового агента, в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения не поступил, обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ по месту нахождения его обособленного подразделения не может быть признана исполненной.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки в соответствии с требованиями ст. 75 НК РФ налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить пени (определенную денежную сумму за каждый день просрочки налогового обязательства) (постановления ФАС Уральского округа от 17.01.2008 г. № Ф09-11175/07-С2, от 23.10.2006 г. № Ф09-9357/06-С2).

Если головная организация и обособленные подразделения находятся в разных субъектах Российской Федерации, то ФАС Уральского округа также считает правомерным начисление пени за несвоевременное перечисление НДФЛ (постановление ФАС Уральского округа от 01.03.2007 г. № Ф09-172/07-С2).

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Налоговые органы активно привлекают налоговых агентов к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в случае перечисления головной организацией по месту своего нахождения НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных подразделений, расположенных как в одном, так и в разных субъектах РФ.

Арбитражные суды в случае, когда головная организация и обособленное подразделение находятся в одном субъекте РФ, указывают, что штраф, предусмотренный ст. 123 НК РФ, на налоговых агентов не налагается.

Суды поддержал и Президиум ВАС РФ, который в постановлении от 24.03.2009 г. № 14519/08 указал, что налоговым правонарушением в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного налога на доходы физических лиц.

Следовательно, поскольку предприятием налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налоговой инспекции нет оснований для привлечения его к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

Этой же позиции придерживаются и федеральные арбитражные суды.

Кроме того, ФАСы отказывают налоговикам в привлечении налогового агента к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ и в случаях, когда организация и обособленное подразделение находятся в разных субъектах РФ.

Единый социальный налог

Если у обособленных подразделений организации нет отдельного баланса, расчетного счета, то уплату ЕСН в отношении выплат, произведенных в пользу работников самой головной организации и работников обособленных подразделений, производит головная организация по месту своего нахождения.

В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

При этом, как отметил Минфин РФ в письме от 10.12.2008 г. № 03-04-06-02/125, чтобы самостоятельно уплачивать ЕСН, обособленное подразделение должно одновременно удовлетворять всем трем вышеперечисленным условиям.

Сумма ЕСН (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Чиновники уточняют, что филиал, являющийся обособленным подразделением организации, отвечающий условиям, указанным в п. 8 ст. 243 НК РФ, может исполнять обязанности организации по исчислению и уплате единого социального налога, а также представлению расчетов и налоговых декларации в отношении выплат, начисленных самим филиалом в пользу физических лиц, независимо от места осуществления ими деятельности (в том числе и в других обособленных подразделениях) (письмо Минфина РФ от 07.05.2007 г. № 03-04-06-02/95).

То есть неважно, где трудится работник, важно, чтобы выплаты в его пользу осуществлял именно филиал.

И наоборот. Если работник трудится в обособленном подразделении, а выплаты ему осуществляет головная организация, то уплату ЕСН в этом случае производит головная организация по месту своего нахождения.

Если работник переходит из головной организации в филиал, то налоговая база по ЕСН по этому работнику формируется исходя из всех выплат такому лицу в целом по организации.

При исчислении ЕСН с выплат в пользу указанного работника организация вправе применять регрессивную шкалу ставок ЕСН при достижении установленной для ее применения величины налоговой базы, накопленной с учетом всех выплат в пользу такого работника, произведенных в течение налогового периода головной организацией и ее филиалом (письмо Минфина РФ от 29.12.2008 г. № 03-04-06-02/133).

Обратите внимание!

Налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Организация может иметь многоуровневую структуру обособленных подразделений.

То есть когда в состав одних подразделений входят другие.

В этом случае, считает Минфин РФ, обособленное подразделение организации, отвечающее требованиям ст. 243 НК РФ, вправе исполнять обязанности по уплате ЕСН и представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения за себя и за подчиненное ему обособленное подразделение, которое не соответствует таким требованиям (письмо от 26.02.2008 г. № 21-11/017707@).

Обязательное пенсионное страхование

В соответствии с Порядком регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13.10.2008 г. № 296п, юридические лица подлежат регистрации в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию по месту своего учета и по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Регистрация организации в качестве страхователя по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты представления организацией в территориальные органы ПФР заявления о регистрации российской организации в территориальном органе и следующих документов:

свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ;

уведомления о регистрации юридического лица в территориальном органе ПФР по месту нахождения на территории РФ;

копий заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (устав организации, содержащий сведения о создании обособленного подразделения и его юридическом адресе, Положение об обособленном подразделении и другие документы, содержащие сведения о наличии у обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также права выполнять от имени юридического лица обязанности по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по месту нахождения обособленного подразделения).

Снятие организации с регистрационного учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае принятия ею решения о прекращении деятельности своего обособленного подразделения или решения о переходе на централизованную уплату ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется территориальным органом ПФР по месту нахождения обособленного подразделения в течение 5 дней со дня представления организацией следующих документов:

заявления о снятии с регистрационного учета организации по месту нахождения обособленного подразделения на территории РФ в территориальном органе ПФР;

копии решения (приказа, распоряжения) о прекращении деятельности обособленного подразделения (ликвидации, реорганизации), решения (приказа, распоряжения) о переходе на централизованную уплату единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

П. 8 ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» установлено, что страхователи — организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

То есть если у организации есть обособленное подразделение, но вознаграждения работникам выплачиваются в головной организации, организация будет уплачивать страховые взносы только по месту своего нахождения.

Чтобы обеспечить единый порядок уплаты ЕСН и страховых взносов на ОПС, было подписано совместное письмо МНС РФ и Пенсионного фонда РФ от 14.06.2002 г. № БГ-6-05/835, от 11.06.2002 г. № МЗ-16-25/5221, согласованное с Минфином РФ, в котором разъяснено, что налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование централизованно по месту своего нахождения.

Только обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов, а также представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам по месту своего нахождения.

Об этом давнем письме и едином порядке постоянно напоминает Минфин РФ (см., например, письмо от 07.05.2009 г. № 03-04-06-02/35).

Отметим, что указанный порядок не соответствует положению п. 8 ст. 24 Закона № 167-ФЗ.

Согласно ст. 15 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федера­ции, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года также только обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, будут исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

В настоящее время определение условий для применения тарифов страховых взносов производится в целом по организации, включая обособленные подразделения (п. 8 ст. 24 Закона № 167-ФЗ).

С 1 января 2010 года сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, будет определяться исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации и в состав которой входят обособленные подразделения, будет определяться как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации (пункты 12, 13 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

П. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже – на основании приказов и других документов по учету кадров.

Поскольку ст. 1 Закона № 27-ФЗ относит к страхователям не только организации, но и их обособленные подразделения, то обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, должны представлять сведения об уплачиваемых данным обособленным подразделением страховых взносах, а также сведения о страховом стаже по месту нахождения обособленного подразделения.

Продолжение в следующем номере.
Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru