Свежий номер: № 17–18 (54–55) – май 2021

Обособленные подразделения. Как правильно заплатить налог

Статья в журнале: №30 (840) — Июль 2008 , опубликовано 30.07.2008

(Письмо Минфина РФ от 10.07.2008 г. № 03-03-06/2/74)

В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленных подразделений, рассчитывается исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяется исходя из остаточной стоимости основных средств организации и ее обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

Поскольку главой 25 НК РФ не конкретизирован порядок расчета остаточной стоимости основных средств, Минфин РФ в письме от 06.07.2005 г. № 03-03-02/16 предложил свой вариант расчета, а ФНС РФ довела предложенный Минфином алгоритм до налоговых органов письмом от 14.06.2005 г. № ММ-6-02/575.

Вариант Минфина, строго говоря, не является обязательным для применения, ведь, как мы уже отметили, в НК РФ ничего не сказано о том, как именно следует считать остаточную стоимость основных средств.

А письма Минфина РФ не являются нормативными документами, и поэтому изложенные в них предписания не могут являться обязательными для налогоплательщиков.

Однако налоговики солидарны с Минфином, а значит, и налогоплательщикам лучше действовать по предложенному финансистами варианту, чтобы лишний раз не спорить с проверяющими.

Так вот, Минфин считает, что остаточная стоимость основных средств, числящихся в составе амортизируемого имущества, за отчетный (налоговый) период характеризуется показателем средней (среднегодовой) остаточной стоимости основных средств, которая определяется аналогично порядку, применяемому для целей исчисления налога на имущество организаций, изложенному в п. 4 ст. 376 НК РФ.

Обратите внимание!

С 1 января 2008 г. Федеральным законом РФ от 24.07.2007 г. № 216-ФЗ п. 4 ст. 376 НК РФ изложен в новой редакции.

Ранее среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определялась как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.

С 1 января 2008 г. средняя стоимость имущества за отчетный период (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется по тем же правилам.

А вот среднегодовая стоимость имущества за налоговый период (календарный год) определяется по-новому: как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

То есть последним из слагаемых будет остаточная стоимость имущества не на 1 января следующего года (как в настоящее время), а на 31 декабря текущего года.

Таким образом, указывает Минфин, порядок расчета средней остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, за отчетные периоды (в том числе за отчетные периоды 2008 г.) остался без изменений.

При составлении декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период (в частности, за 2008 г.) расчет среднегодовой остаточной стоимости основных средств, относящихся к амортизируемому имуществу, чиновники рекомендуют производить в порядке, изложенном в п. 4 ст. 376 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2008 г.).

Однако есть ситуации, когда этих сложных вычислений по распределению прибыли между обособленными подразделениями можно избежать.

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ (например, на территории Свердловской области), то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ.

При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта РФ (ответственное обособленное подразделение), уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений.

Поскольку на новый порядок уплаты налога на прибыль организаций переходит организация-налогоплательщик (в целом), то, соответственно, данный порядок уплаты налога распространяется на все ее обособленные подразделения, включая вновь созданные в течение налогового периода.

На вновь созданные обособленные подразделения применяемый налогоплательщиком порядок уплаты налога распространяется с момента их создания.

Минфин особо указал, что НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика уведомлять налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения (через которое уплачивается налог) о создании в течение налогового периода нового обособленного подразделения, если на территории данного субъекта РФ уже имеется ответственное обособленное подразделение, а также не предусматривает в указанном случае обязанности уведомлять налоговые органы по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения о применяемом налогоплательщиком порядке уплаты налога.

Тем не менее чиновники советуют во избежание принятия налоговым органом по месту нахождения вновь созданного обособленного подразделения предусмотренных НК РФ мер к налогоплательщикам, не представившим налоговую декларацию, уведомлять этот налоговый орган о применяемом порядке уплаты налога через ответственное обособленное подразделение.

Если организация, прислушавшись к совету Минфина, решит направить уведомление в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения, то, по мнению Минфина, в этом уведомлении не следует приводить весь перечень обособленных подразделений, находящихся на территории данного субъекта РФ, по которым информация уже представлялась.

Чиновники также сообщили, что в случае создания двух и более обособленных подразделений на территории субъекта РФ, в котором ранее не имелось обособленных подразделений организации, уплата в текущем налоговом периоде налога на прибыль организаций в бюджет этого субъекта РФ должна производиться через ответственное обособленное подразделение, о выборе которого уведомляются налоговые органы.

А при создании в субъекте РФ только одного обособленного подразделения уведомлять налоговый орган о применяемом налогоплательщиком порядке уплаты налога нет необходимости.

Распечатать статью Добавить в избранное Добавить в избранное

© 2010-2021 «АБ-Экспресс» — журнал для налогоплательщиков. Издательство АБ-Экспресс. Все права на материалы сайта принадлежат ООО "Академия Бизнеса Экспресс" и защищены в соответствии с разделом VII части четвертой Гражданского кодекса РФ. Никакая часть материалов сайта не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме. Вопросы по сайту: adm@ab-express.ru