Обязательное пенсионное страхование. Новшества 2013 года
(Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»)
Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 243-ФЗ внесены изменения в:
– Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
– Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В настоящее время согласно ст. 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов — индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (ст. 13 Закона № 212-ФЗ).
С 1 января 2013 года указанные плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах.
Ст. 13 Закона № 212-ФЗ с 1 января 2013 года утрачивает силу.
И с 1 января 2013 года фиксированный размер страхового взноса в ПФР и ФФОМС будет определяться по-разному.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ФФОМС, увеличенное в 12 раз.
А вот фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию увеличится по сравнению с действующим в 2012 году в 2 раза.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, увеличенное в 12 раз.
Тарифы страховых взносов для самозанятых предпринимателей в 2013 году по сравнению с 2012 годом не изменяются.
Рассчитаем фиксированный размер страхового взноса на обязательное пенсионное страхование с учетом того, что МРОТ с 1 января 2013 года – 5 205 рублей:
Фиксированный размер страхового взноса на медстрахование составит 3 185,46 руб. (5 205 руб. х 5,1% х 12).
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом фиксированный размер страхового взноса по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение фиксированного размера страхового взноса и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности.
За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой.
За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
С 1 января 2013 года плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в п.п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
– период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
– период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
– период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
– период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
Указанная возможность предоставляется при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Таким образом, законодательно разрешен бывший долгое время спорным вопрос об освобождении индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за период, в течение которого предпринимательская деятельность ими не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В случае, если в течение расчетного периода плательщиками страховых взносов, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании вышеуказанного, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась соответствующая деятельность.
Тарифы страховых взносов в 2012-2013 годах для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, установлены ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ.
Указанные тарифы будут применяться по 2015 год включительно.
С 1 января 2013 года для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, вводятся дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указанным лицам трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного возраста: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на указанных выше видах работ.
|
Период
|
Дополнительный тариф страхового взноса |
|
2013 год
|
4%
|
|
2014 год
|
6%
|
|
2015 год и последующие годы |
9%
|
Кроме того, по дополнительным тарифам работодатели-страхователи будут уплачивать страховые взносы в ПФР в отношении выплат следующим работникам, имеющим право на досрочную пенсию:
– мужчинам и женщинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда;
– женщинам, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
– женщинам, если они проработали в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
– мужчинам, женщинам, если они проработали в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
– мужчинам, женщинам, если они проработали в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;
– мужчинам, женщинам, если они проработали в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
– мужчинам, женщинам, если они проработали в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
– мужчинам, женщинам, если они проработали в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
– мужчинам и женщинам, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
– лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин;
– мужчинам и женщинам, проработавшим на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
– мужчинам и женщинам, проработавшим в летном составе гражданской авиации;
– мужчинам и женщинам, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
– мужчинам и женщинам, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;
– лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– мужчинам, женщинам, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
– мужчинам и женщинам, если они проработали на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС.
Данные лица перечислены в п.п. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.
|
Период
|
Дополнительный тариф страхового взноса |
|
2013 год
|
2%
|
|
2014 год
|
4%
|
|
2015 год и последующие годы |
6%
|
Согласно п. 4, 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов — работодателей база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов ежегодно индексируется.
На момент сдачи номера в печать предельная величина базы на 2013 год еще не проиндексирована.
Однако в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов указано, что в 2013 году предельная величина базы для начисления страховых взносов составляет 573 000 рублей.
При исчислении страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным новой ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, положения ч. 4 и 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ не применяются.
То есть страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются и с выплат, превысивших предельную величину базы с начала расчетного периода.
По результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом, плательщики страховых взносов могут быть освобождены от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.
Контроль за соблюдением требования ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ будет осуществляться в том числе на основании отчетности, представляемой в ПФР.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дополнен новой ст. 33.2 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей с 1 января 2013 года».
Дополнительные тарифы страховых взносов для указанных выше лиц будут поступать на страховую часть трудовой пенсии.
С 2013 года в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица будут указываться периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными ст. 33.2 Закона № 167-ФЗ.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указывается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии.
Указанная сумма для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается по тарифу 6,0 процентных пункта тарифа страхового взноса.
Ст. 36.8 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» установлено, что застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной части трудовой пенсии может воспользоваться правом на переход в ПФР не чаще одного раза в год путем подачи заявления в ПФР.
В заявлении о переходе в ПФР застрахованное лицо указывает выбранный им инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и имеющей договор (договоры) доверительного управления средствами пенсионных накоплений с ПФР, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
В 2013 году застрахованные лица 1967 года рождения и моложе при переходе из НПФ в ПФР должны определиться, оставлять им 6% суммы взносов в накопительной части или перевести 4% суммы страховых взносов в солидарную часть страховых взносов.
При этом в заявлении о переходе в ПФР застрахованное лицо указывает выбранный им вариант осуществления своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6% либо 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.
В 2012 году в общей части индивидуального лицевого счета для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
С 2014 года для лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых осуществляется формирование накопительной части трудовой пенсии в ПФР, учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 14,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
В специальной части индивидуального лицевого счета указанных лиц сумма взносов, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии, учитывается по тарифу 2,0 процентных пункта тарифа страхового взноса.
С 2014 года для лиц 1967 года рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 года заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, в общей части индивидуального лицевого счета будет учитываться сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
На накопительную часть трудовой пенсии по-прежнему будет учитываться 6% тарифа страхового взноса.
Однако если эти лица при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании пожелают одновременно изменить вариант своего пенсионного обеспечения, а именно направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса, то в общей части лицевого счета будет учитываться 14% тарифа страхового взноса, а в специальной части – 2% тарифа страхового взноса.
То есть если накопительная часть пенсии формируется в ПФР, то с 2014 года на накопительную часть пенсии будут перечисляться взносы по тарифу 2%, а 4% – «уйдут» на страховую часть.
Если накопительная часть пенсии формируется не в ПФР, а в негосударственных структурах, то:
– при подаче заявления либо сохранится 6%, либо на накопительную часть будет поступать 2%, а 4% – дополнительно на страховую часть;
– если заявление не будет подано, то автоматически сохранится прежний порядок распределения – 6% на накопительную часть трудовой пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами являются, в частности, иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев.
С 2013 года временно пребывающие не территории России иностранные граждане будут признаваться застрахованными лицами, если они заключили срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.
На 2013 год сохранены тарифы страховых взносов на уровне 2012 года.
Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» и Федеральным законом от 03.12.2012 г. № 217-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» установлены перечни главных администраторов доходов бюджета соответственно ПФР и ФФОМС.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование страхователи-работодатели в 2013 году будут зачислять на следующие КБК:
| 392 1 02 02010 06 1000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
| 392 1 02 02020 06 1000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии |
В 2013 году взносы в ПФР по дополнительным тарифам будут зачисляться на следующие КБК:
| 392 1 02 02131 06 1000 160 | Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
| 392 1 02 02132 06 1000 160 | Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в п.п. 2-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за свое страхование, в 2013 году КБК изменились.
| 392 1 02 02140 06 1000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
| 392 1 02 02150 06 1000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии |
За расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года, индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы за свое страхование, будут уплачивать страховые взносы на те же КБК, что и в 2012 году:
| 392 1 02 02100 06 1000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии |
| 392 1 02 02110 06 1000 160 | Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии |
В 2013 году страховые взносы на обязательное медицинское страхование страхователи-работодатели и индивидуальные предприниматели буду уплачивать на тот же КБК, что и в 2012 году:
| 392 1 02 02101 08 1011 160 | Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет ФФОМС |
Разряд КБК (1011) был установлен приказом Минфина РФ от 20.03.2012 г. № 39н.
Если Минфин внесет изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, редакция незамедлительно сообщит об этом.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
