Оформление уголка потребителя

(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)

Вопрос. Как должен быть оформлен уголок потребителя у индивидуального предпринимателя, занимающегося пошивом одежды (ателье)?

Ответ. Требования к уголку потребителя закреплены в ст. 8-10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), ст. 495 ГК РФ.

Cогласно ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Исходя из чего уголок потребителя обязателен для исполнителей всех услуг.

Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.

Уголок потребителя может быть оформлен в виде информационного стенда либо содержаться в папке в виде правовой информации в удобном и доступном для потребителя месте. Его можно назвать и по-другому, например, информация для потребителя или информационный стенд.

В уголке потребителя размещается следующая информация, документы, оборудование:

1) информация об исполнителе услуг:

  • фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы исполнителя, а также уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
  • информация о виде деятельности исполнителя, если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
  • номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый исполнителем вид деятельности подлежит лицензированию;
  • номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию;

2) нормативные акты в сфере защиты прав потребителей:

  • Закон О защите прав потребителей;
  • Правила, в соответствии с которыми осуществляется оказание услуг, в частности Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи;

3) прочее:

  • книга отзывов (жалоб) и предложений;
  • средства измерений для проверки покупателем цены и измерения приобретенного товара, цена которого определяется исходя из единицы измерения (веса (массы нетто), длины и пр.);
  • информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
  • иная информация в зависимости от сферы деятельности исполнителя.

Согласно п. 3 Правил бытового обслуживания населения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514) исполнитель обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах):

  • перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
  • указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
  • сроки оказания услуг (выполнения работ);
  • данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы). Например, часто указывают мастеров по пошиву одежды в ателье; требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
  • образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
  • образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

На практике, как правило, в уголке потребителя размещают следующие документы: копия ОГРН ИП исполнителя, наименование зарегистрировавшего органа, ИНН, фирменное наименование, Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», правила торговли и оказания услуг (в т.ч. Правила бытового обслуживания населения), утвержденные Постановлением Правительства от 21.09.2020 г. № 1514, внутренние правила поведения для потребителей, разработанные в организации и утвержденные его руководителем, Закон от 30.03.1999 г. (в ред. от 04.11.2022 г., с изм. от 30.05.2023 г.) № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», список и телефоны контролирующих и вышестоящих органов (в том числе управления Роспотребнадзора по региону), номера телефонов для вызова служб экстренного реагирования, контакты полиции и пожарной службы (01, 02, 03, 112), номера телефонов контактного лица, которому потребитель может пожаловаться, план эвакуации людей при пожаре, книга жалоб и предложений, журнал учета проверок ИП, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, режим работы, адрес (местонахождение).

Лист записи из Единого реестра, сертификаты и т.д. следует разместить в виде заверенных копий.

Контакты контролирующих органов можно взять на сайте городской администрации.

Если у организации или ИП, проверяемой Роспотребнадзором, не будет обнаружен уголок потребителя, либо в нем будет находиться несоответствующий требованиям закона комплект документов, или в нем будет недостоверная информация, в отношении них могут быть применены штрафные санкции.

Кроме того, отсутствие предусмотренной законом информации и комплекта документов может явиться поводом, например, при возникшем конфликте с заказчиком, в написании им жалобы по этому основанию на ИП в Роспотребнадзор, которая будет считаться обоснованной и требующей проведения выездной внеплановой проверки.

Распечатать статью