Оформление уголка потребителя
(Отвечает ООО «Интерком-Аудит Екатеринбург»)
Вопрос. Как должен быть оформлен уголок потребителя у индивидуального предпринимателя, занимающегося пошивом одежды (ателье)?
Ответ. Требования к уголку потребителя закреплены в ст. 8-10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей), ст. 495 ГК РФ.
Cогласно ч. 1 ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Исходя из чего уголок потребителя обязателен для исполнителей всех услуг.
Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ.
В уголке потребителя размещается следующая информация, документы, оборудование:
1) информация об исполнителе услуг:
- фирменное наименование (наименование), место нахождения (адрес) и режим работы исполнителя, а также уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя;
- информация о виде деятельности исполнителя, если она подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию;
- номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый исполнителем вид деятельности подлежит лицензированию;
- номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет государственную аккредитацию;
2) нормативные акты в сфере защиты прав потребителей:
- Закон О защите прав потребителей;
- Правила, в соответствии с которыми осуществляется оказание услуг, в частности Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи;
3) прочее:
- книга отзывов (жалоб) и предложений;
- средства измерений для проверки покупателем цены и измерения приобретенного товара, цена которого определяется исходя из единицы измерения (веса (массы нетто), длины и пр.);
- информация об органах государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;
- иная информация в зависимости от сферы деятельности исполнителя.
Согласно п. 3 Правил бытового обслуживания населения (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514) исполнитель обязан довести до сведения потребителей также следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах):
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
- указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы). Например, часто указывают мастеров по пошиву одежды в ателье; требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
- образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На практике, как правило, в уголке потребителя размещают следующие документы: копия ОГРН ИП исполнителя, наименование зарегистрировавшего органа, ИНН, фирменное наименование, Закон РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», правила торговли и оказания услуг (в т.ч. Правила бытового обслуживания населения), утвержденные Постановлением Правительства от 21.09.2020 г. № 1514, внутренние правила поведения для потребителей, разработанные в организации и утвержденные его руководителем, Закон от 30.03.1999 г. (в ред. от 04.11.2022 г., с изм. от 30.05.2023 г.) № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», список и телефоны контролирующих и вышестоящих органов (в том числе управления Роспотребнадзора по региону), номера телефонов для вызова служб экстренного реагирования, контакты полиции и пожарной службы (01, 02, 03, 112), номера телефонов контактного лица, которому потребитель может пожаловаться, план эвакуации людей при пожаре, книга жалоб и предложений, журнал учета проверок ИП, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, режим работы, адрес (местонахождение).
Лист записи из Единого реестра, сертификаты и т.д. следует разместить в виде заверенных копий.
Контакты контролирующих органов можно взять на сайте городской администрации.
Кроме того, отсутствие предусмотренной законом информации и комплекта документов может явиться поводом, например, при возникшем конфликте с заказчиком, в написании им жалобы по этому основанию на ИП в Роспотребнадзор, которая будет считаться обоснованной и требующей проведения выездной внеплановой проверки.
Все права на материалы защищены, многие статьи на нашем
сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем зарегистрироваться или авторизоваться, чтобы продолжить чтение.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!