Наши бесплатные каналы для бухгалтера
  • Изменения в законах
  • Практические решения
  • Разборы бухгалтерских ситуаций
  • Бухгалтерские проводки и примеры
  • Напоминания о сроках отчетности
  • Ошибки, за которые штрафуют — и как их избежать

Оплата «больничных» в 2019 г.

(Информация ФСС РФ от 01.02.2019 г.)

Начиная с 1 января 2019 года максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (больничных) может составить 64 520,4 руб. за 30 дней пребывания на больничном (в 2018 году это было 60 534,3 руб.).

Это верхний предел за 30 дней, а конкретная сумма пособия зависит от стажа и среднего заработка заболевшего человека.

Больничные, как и зарплата, облагаются НДФЛ.

С учетом этого за 30 дней больничного в наступившем году работник может получить на руки максимум 56 132,75 руб.

Можно определить также минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.

Он предусматривается для тех работников, у кого в предыдущие два года не было заработка либо он был минимальным.

В таких случаях для расчетов применяется МРОТ.

С 1 января 2019 года МРОТ равен 11 280 руб.

Исходя из этого минимальная сумма больничных составит 11 125,5 руб. за 30 дней.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается, если человек работает по трудовому договору.

В том числе – краткосрочному или на условиях испытательного срока.

Главное, чтобы в договоре фигурировало слово «трудовой».

Если заключен договор о выполнении работ (договор подряда), об оказании услуг и прочие гражданско-правовые договоры, то исполнитель не подпадает под законодательство об оплате больничных листов.

Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от общего страхового стажа работника.

В такой стаж включаются все периоды работы по трудовому договору, а также декретные отпуска у женщин и некоторые другие периоды.

При стаже 8 и более лет больничные равны 100% среднего заработка.

При стаже от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка.

При стаже менее 5 лет – 60%.

Для расчетов используется средний заработок за предыдущие два года перед годом ухода на больничный.

То есть сейчас, в 2019 году, учтут заработки за 2017 и 2018 годы.

Также существует «потолок» – максимальный размер больничных – и минимум.

Оплата больничных по уходу за детьми зависит от возраста ребенка.

На сегодня действуют такие правила:

– если ребенок младше 7 лет, то оплачивается до 60 календарных дней больничного в год;

– если ребенку от 7 до 15 лет, оплачивается до 15 календарных дней по каждому случаю заболевания, но всего не больше 45 дней в год;

– если ребенок старше 15 лет, то оплачивается до 7 календарных дней по каждому случаю и максимум 30 дней в год.

Воспользоваться «лимитом» вправе каждый из родителей по отдельности.

То есть, например, 60 дней в году с ребенком до 7 лет на оплачиваемом «больничном» может отсидеть мама и столько же – папа.

А если детей в семье несколько, то «лимит» действует отдельно на каждого ребенка.

Сумма пособия по уходу за ребенком зависит от места лечения: дома или в больнице (стационаре).

При лечении в амбулаторных условиях пособие выплачивается за первые 10 календарных дней в том же размере, как если бы родитель взял бюллетень в случае собственной болезни.

За последующие дни лечения на дому – в размере 50% среднего заработка родителя.

Если же ребенок лежит в больнице, то есть лечится стационарно, и ему необходим уход родных, то пособие выплачивается за все дни в таком же размере, как при собственной болезни родителя (то есть исходя из стажа).

По закону, если ребенок болен тяжелыми заболеваниями, сроки оплаты больничного листа продлеваются.

В частности, в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет больничный лист оплачивается за весь период лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.

Размер пособий по временной нетрудоспособности определяется так:

1) берется средний заработок работника за два года, предшествующих году заболевания, сумму делят на 730, получается средний дневной заработок;

2) этот показатель умножаем на процент в зависимости от стажа – например, на 60%, если стаж меньше 5 лет;

3) затем умножаем на количество календарных дней, указанных в больничном листе.

Удобный электронный калькулятор для расчета больничных есть на сайте ФСС РФ fss.ru.

Также можно воспользоваться калькулятором в приложении, разработанном Фондом для смартфонов, – «Социальный навигатор».

Это бесплатное мобильное приложение, которое легко устанавливается на смартфон с операционной системой Android версии 4.4 и выше (скоро также появится версия для iOS).

Надёжный источник для бухгалтера с 1995 года!
Есть вопрос по бухучету, налогам или кадрам?
Подписчики журнала могут бесплатно задать вопрос аудитору или юристу. Оставьте контакты, и мы расскажем, как получить консультацию.
Распечатать статью
Редакция журнала «Академия бизнеса»

Заказать обратный звонок

Оставьте контакты — мы свяжемся с Вами в рабочее время.