Определение величины дохода индивидуального предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при прекращении и возобновлении им предпринимательской деятельности в течение календарного года
(Письмо Минфина РФ от 06.02.2018 г. № 03-15-07/6781)
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, определяется в следующем порядке:
– в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
– в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1% суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Исходя из положений п. 5 ст. 430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
При этом, считает Минфин, фиксированным размером признается размер страховых взносов, определяемый в качестве постоянной величины, определяемой в соответствии с вышеупомянутым порядком за расчетный период, а сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.
Таким образом, при прекращении деятельности индивидуальный предприниматель помимо фиксированного размера страховых взносов, определяемого с учетом п. 5 ст. 430 НК РФ, уплачивает сумму страховых взносов, исчисленную как 1% от суммы своего дохода, превышающего 300 000 рублей, полученного за период с начала расчетного периода до даты прекращения им предпринимательской деятельности.
Исходя из положений п. 3 ст. 430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели начинают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности.
За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
При этом в целях реализации п. 3 ст. 430 НК РФ календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (п.п. 1 п. 4 ст. 430 НК РФ).
П. 2 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Следовательно, статус индивидуального предпринимателя приобретается с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРИП.
С этой даты у индивидуального предпринимателя возникает обязанность уплачивать страховые взносы за себя.
Таким образом, разъяснил Минфин, в случае исключения индивидуального предпринимателя из ЕГРИП при прекращении им предпринимательской деятельности и последующего внесения новых сведений в ЕГРИП при приобретении им вновь статуса индивидуального предпринимателя возникает новый плательщик, и, соответственно, у такого плательщика возникают новые обязанности по уплате страховых взносов.
Учитывая изложенное, а также то, что индивидуальным предпринимателем в соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ уже были уплачены страховые взносы по прекращенной в текущем расчетном периоде предпринимательской деятельности, в том числе и в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей, Минфин считает, что в величине дохода вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учитываются только доходы, полученные им в новом расчетном периоде в связи с новой регистрацией своей деятельности.
Таким образом, с целью определения размера страховых взносов за расчетный период доходы, полученные индивидуальным предпринимателем по прекращенной предпринимательской деятельности, не суммируются с доходами, полученными им при возобновлении предпринимательской деятельности в течение этого же расчетного периода.
ФНС РФ письмом от 26.02.2018 г. № ГД-4-11/3724@ довела указанное письмо до нижестоящих налоговых органов.
Статья открыта для подписчиков журнала «Академия Бизнеса»
Войдите на сайт или получите пробный доступ, вам откроются все статьи и сервисы для бухгалтера.
Ваша подписка закончилась {{this.$store.state.user.subscribe_end}}.
Продлите подписку чтобы получить доступ к журналу.
Изменения в законодательстве происходят каждый день!
Не попадите под штрафы и налоговые проверки!
Подписка ещё не началась!
Дата начала подписки: {{this.$store.state.user.subscribe_start}}.
После этой даты вы сможете пользоваться доступом к журналу.
