Отчетность по пенсионному страхованию через Интернет

Наша организация представляет отчетность в налоговую инспекцию через Интернет. В том числе туда направляется и форма отчетности для Пенсионного фонда – Расчет по авансовым платежам (декларация). Однако местное отделение Пенсионного фонда требует ежеквартально сдавать эти расчеты на бумажных носителях с отметкой о принятии их в налоговой инспекции непосредственно в отделение Пенсионного фонда.

Законны ли требования местного отделения УПФР, обязаны ли мы выполнять эти требования?

Ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Минфином РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

По окончании расчетного периода страхователь должен представить страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Согласно Рекомендациям по заполнению расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, утвержденным приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н, расчет авансовых платежей представляется на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расчет авансовых платежей на бумажном носителе может быть представлен страхователем в налоговый орган лично или через его представителя, направлен в виде почтового отправления с описью вложения или передан по телекоммуникационным каналам связи.

Ранее в соответствии с приказом МНС РФ от 28.03.2002 г. № БГ-3-05/153 третий экземпляр (или копия) расчета по авансовым платежам должен был передаваться территориальным органом МНС РФ в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ с отметкой работника территориального органа МНС РФ на первом листе расчета о дате его представления.

Однако в настоящее время Порядком заполнения расчета… не предусмотрено представление экземпляра расчета… для органов ПФР.

Сами же налоговые органы представляют органам ПФР копии расчетов по авансовым платежам (деклараций) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в 10-дневный срок с даты окончания проведения камеральной проверки (п. 2.8 Соглашения по информационному взаимодействию между Мини­стерством РФ по налогам и сборам и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 г.).

Приказом ФНС РФ от 10.03.2005 г. № САЭ-3-13/79@ утвержден Формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде, согласно которому формат передачи данных декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам в электронном виде, предназначен для обмена данными между налогоплательщиками и налоговыми органами ФНС РФ. Кроме того, формат может использоваться для обмена данными между налоговыми органами о налогоплательщиках и их отчетности.

Порядок представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден только для документов, представляемых в налоговые органы (приказ МНС РФ от 02.04.2002 г. № БГ-3-32/169).

Для отчетности, представляемой в органы ПФР, аналогичного порядка не установлено.

К тому же, как уже отмечалось выше, обязанность представлять в ПФР расчет… с отметками налогового органа или иными документами, подтверждающими факт представления расчета в ИФНС, установлена Законом № 167-ФЗ.

Следовательно, расчет… в органы ПФР страхователю следует представлять непосредственно.

В то же время отметим, что Законом № 167-ФЗ не предусмотрена ответственность за непредставление расчетов… в ПФР.

Так, п. 3 ст. 27 Закона № 167-ФЗ установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, –

влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей.

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, –

влекут взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

А сам ПФР в письме от 05.08.2003 г. № КА-09-25/8276 «О применении норм по взысканию штрафных санкций» отмечал, что (цитируем): «Штрафные санкции в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ территориальные органы ПФР вправе взыскивать только при неправомерном несообщении (несвоевременном сообщении) сведений, предусмотренных п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, то есть при несообщении (несвоевременном сообщении) решения организации о своей ликвидации (реорганизации) в трехдневный срок со дня принятия решения и об изменении учредительных документов и учетных реквизитов организации, места ее нахождения в пятидневный срок со дня внесения изменений и дополнений» (конец цитаты).

В настоящее время п. 3 ст. 14 Закона № 167-ФЗ отменен.

Таким образом, следуя разъяснениям ПФР, применять норму п. 3 ст. 27 Закона № 167-ФЗ вообще не к чему.

Распечатать статью