Передача в аренду транспортного средства с экипажем. Можно применять ЕНВД

Тематики: ЕНВД

(Письмо Минфина РФ от 03.06.2010 г. № 03-11-11/154)

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могут переводиться налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и имеющие на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Определение понятия «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» в НК РФ отсутствует.

Поэтому следует руководствоваться нормами гражданского законодательства.

Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются главой 40 «Перевозка» ГК РФ.

П. 1 ст. 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Фрахтование на время – это не что иное, как договор аренды транспортного средства с экипажем, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ).

Исходя из этого Минфин до настоящего времени считал, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем независимо от условий оплаты по данному договору не может рассматриваться в качестве деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов, и, соответственно, такая деятельность не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход и должна облагаться в рамках общего режима налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения (письма от 09.02.2009 г. № 03-11-09/37, от 03.06.2009 г. № 03-11-09/229).

При этом чиновники упорно не замечали очевидного.

Ст. 787 ГК РФ установлено, что по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

А ст. 787 ГК РФ, между прочим, содержится в главе 40 «Перевозка» ГК РФ.

То есть фрахтование – это перевозка. И никак иначе.

Это подтверждает и Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон РФ от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ).

Так, согласно ст. 18 Устава перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно­материальных ценностей, осуществляются транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 27 Устава).

Нам трудно понять логику Минфина, когда он в течение непродолжительного времени дает диаметрально противоположные мнения по одному и тому же вопросу.

Но вот факт.

В комментируемом письме чиновники вдруг вспомнили второе название договора аренды транспортного средства с экипажем – фрахтование на время – и резко развернули поток мыслей в правильную сторону, сообщив, что ст. 635 ГК РФ установлены обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, переданного в аренду в рамках договора фрахтования на время с экипажем.

На основании изложенного, сообщил Минфин, предпринимательская деятельность по передаче в аренду транспортного средства с экипажем, осуществляемая в рамках договора фрахтования на время, может быть отнесена к автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов и переведена на уплату единого налога на вмененный доход, так как в данном случае услуги по перевозке пассажиров и (или) грузов (услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации) оказываются непосредственно арендодателем.

Если же по договору фрахтования транспортное средство передается в аренду без экипажа, то есть оказание арендодателем услуг по его управлению и по его технической эксплуатации не осуществляется, то в целях применения главы 26.3 НК РФ, считает Минфин, такую предпринимательскую деятельность следует рассматривать как оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование транспортного средства, но не в качестве предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Соответственно, в отношении такого вида предпринимательской деятельности ЕНВД применяться не должен.

И здесь с Минфином не поспоришь.

В данном случае услуги по перевозке будет оказывать уже арендатор (фрахтователь), а не арендодатель (фрахтовщик).

Распечатать статью